arslogistik.ru

Архитектура Флоренции эпохи Возрождения

Архитектура Ренессанса (Эпохи Возрождения)

Эпоха Возрождения, или Ренессанс – это период в истории европейских государств, охватывающий XIV — XVI века. Название этой эпохи возникло в Италии, где еще в конце тринадцатого века оживился интерес к античной культуре, с ее гуманизмом, культом красоты и стремлением к познанию.

Средневековье, предшествовавшее эпохе Возрождения, характеризовалось доминированием церковной власти над светской, противопоставлением духа и материи, приоритетом религиозной веры перед разумом. Архитектура Средневековья – это устремленные ввысь готические храмы, живопись и скульптура – это условные изображения святых, лишенные правильных пропорций.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор во Флоренции. Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Джотто ди Бондоне.

Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Аскетизм и духовность Средневековья когда-то сменили распущенные нравы пришедшего в упадок античного общества. Но прошло несколько веков, и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Образцы античной культуры сохранились в Византии, и после ее разрушения беглецы наводнили Италию. Художники, архитекторы, артисты принесли в теплые южные города разноцветное жизнерадостное искусство, начало которого относилось к временам Трои и Афин. В Европу вернулись тексты античных мудрецов, а вместе с ними – изменение в понимании мира и человека.

Базилика Санто-Спирито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) — католическая церковь во Флоренции (Италия). Архитектор Филиппо Брунеллески.

Пришедшая в Европу новая эпоха характеризовалась гуманизмом, то есть утверждением ценности человека, и не только ценностью его души, но также его тела и разума. Это соответствовало античным традициям, поэтому новые тенденции получили названия Возрождения, возвращения, повторения. Это название стало общим для всех стран, вовлеченных в процесс культурных перемен, хотя в северных краях и в России новые веяния не означали возвращения к истокам.

Распространение культуры Возрождения по Европе

Говоря об этой эпохе, имеют в виду страны христианской культуры. Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы. Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах, и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии, и далее на север и восток, в православные земли. В России, во время правления Ивана Третьего, расцвело зодчество, и этому способствовало участие итальянских архитекторов. Формы Кремлевских покоев и храмов несут в себе печать итальянского Возрождения, вернее его синтеза с русскими архитектурными традициями.

Успенский собор Московского Кремля. Архитектор Аристотель Фьораванти.

Архитектура Ренессанса: в чем отличие от Средневековья?

Изобразительное искусство Ренессанса имеет яркие признаки, однозначно отличающие их от готической эпохи. Возвращение античных традиций привело к появлению светских, не религиозных сюжетов в искусстве. Вернулось изображение обнаженной натуры, вошли в моду портреты конкретных людей. Начался расцвет естественных наук. Знание, достигнутое логическим рассуждением и экспериментом, объявлялось не менее ценным, чем содержание религиозных книг.

Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре? Сделать это непросто по нескольким причинам.

Создания шедевров архитектуры – длительный процесс, он не считается с границами эпох. Дворец Дожей в Венеции строился с 1309 до 1424 года, и потом более века его достраивали и украшали. Этот шедевр архитектуры относится к Средневековью, хотя его строительство завершилось во время Ренессанса. Нередко строительство готических храмов растягивалось на два, три века; начатое в 13 веке завершалось в 15 или 16 веках.

Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции. Архитектор Филиппо Календарио.

Архитектура Средневековья – одно из величайших достояний культуры человечества, созданные в эту эпоху шедевры достойны восхищения, их трудно превзойти. В чем же заключается отличие эпохи Возрождения, было ли это шагом вперед или откатом назад?

В чисто архитектурном плане, никаких революций не произошло с наступлением новой эпохи. В сложном и ответственном искусстве зодчества сохранялась преемственность. Различия эпох коснулись социальных и личностных аспектов.

Во-первых, во времена Возрождения выдающиеся архитектурные проекты создаются для светских зданий, а не только для храмов. Первым архитектурным шедевром эпохи Возрождения стал Оспедале дельи Инноченти, или Воспитательный дом во Флоренции, имевший также название Приют невинных. Здание приюта было построено в рамках благотворительной акции, которую финансировали богатые флорентийские купцы. Архитектурный проект разработал Филиппо Брунеллески.

Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом. Флоренция, Италия. Архитектор Филиппо Брунеллески.

«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде здания, в некоторых странах стал символом педиатрии.

Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания; автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено. Постройка соразмерна росту человека, не подавляет величием, как готические соборы, и не угнетает мрачностью и аскетизмом, как жилища бедняков, хотя построена для спасения бедных и обездоленных беспризорных детей. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру.

В настоящее время термин «Возрождение» превратился в метафору культурного расцвета

Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной. Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога, исполнителем его воли, и произведения искусства отчуждались от авторов. На иконы, скульптуры, архитектурные шедевры никто не мог предъявить авторских прав: творцы обязаны были сохранять анонимность. Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок, и все это выполнялось анонимными авторами. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.

Наиболее известные архитекторы эпохи Возрождения:

  • Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник архитектуры ренессанса, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
  • Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик архитектуры ренессанса, создатель её целостной концепции.
  • Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями.
  • Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в Риме.
  • Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство.

Архитектура Флоренции эпохи Возрождения

Архитектура Ренессанса впервые возникла во Флоренции в XV веке и представляла собой сознательное возрождение классических стилей. Архитектурный стиль возник во Флоренции не как медленная эволюция от предыдущих стилей, а скорее как развитие, приведенное в движение архитекторами, стремящимися возродить золотой век классической древности.

Этот стиль избегал сложных пропорциональных систем и неправильных профилей готических структур и акцентировал внимание на симметрии, пропорциях, геометрии и регулярности деталей.

Характеристика

Архитектура Флоренции 15 века отличалась использованием классических элементов, таких как упорядоченное расположение колонн, пилястр, перемычек, полукруглых арок и полусферических куполов. Филиппо Брунеллески был первым, кто разработал настоящую архитектуру эпохи Возрождения.

В то время как огромный кирпичный купол, который покрывает центральное пространство собора Флоренции, использовал готическую технологию, он был первым куполом, построенным со времен классического Рима, и стал повсеместной особенностью в церквях эпохи Возрождения.

Кватроченто

Этот термин обозначает 1400-е годы, которые также можно назвать итальянским периодом эпохи Возрождения XV века.

Он был отмечен развитием стиля архитектуры Флоренции эпохи Ренессанса, который представлял собой возрождение и развитие древнегреческих и римских архитектурных элементов. Правила архитектуры эпохи Возрождения были впервые сформулированы и претворены в жизнь во Флоренции XV века, здания впоследствии послужили вдохновением для архитекторов по всей Италии и Западной Европе.

Особенности

Ренессансная архитектура Флоренции была видением Филиппа Брунеллески, чья способность изобретать и интерпретировать идеалы Возрождения в архитектуре сделала его ведущим архитектором эпохи. Он отвечал за проекты раннего Ренессанса (до 1446 года, времени его смерти) и, следовательно, заложил основу для развития архитектуры в оставшуюся часть периода и за его пределами. Его самая известная работа – купол Санта-Мария-дель-Фьоре.

Одной из целей архитектуры Флоренции эпохи Возрождения было переосмысление изобретательности греческого и римского искусства примерно 1500 лет назад. Брунеллески рано отправился в Рим и тщательно изучал римскую архитектуру. Его проекты оторвались от средневековых традиций остроконечных арок, использования золота и мозаики. Вместо этого он использовал простые классические дизайны, основанные на основных геометрических формах. Его работы и влияние можно увидеть по всей Флоренции, но часовня Пацци и Санто-Спирито – два его величайших достижения.

Архитекторов этого периода спонсировали богатые покровители, включая могущественную семью Медичи и Шелковую гильдию. Они подходили к своему ремеслу с организованной и научной точки зрения, что совпало с общим возрождением классического обучения. Ренессансный стиль сознательно избегал сложных пропорциональных систем и неправильных профилей готических структур. Вместо этого архитекторы эпохи Возрождения акцентировали внимание на симметрии, пропорциях, геометрии и правильности деталей, что продемонстрировано в классической римской архитектуре. Они также широко использовали классические антикварные элементы.

Кафедральный собор Флоренции

Купол этого собора был спроектирован Филиппо Брунеллески (1377–1446), которому обычно приписывают происхождение стиля ренессансной архитектуры. Известный как Дуомо, он был спроектирован для того, чтобы покрыть остов в уже существующем соборе. Купол сохраняет готическую остроконечную арку и готические ребра в своем дизайне.

Он был создан под влиянием аналогичных элементов Древнего Рима, таких как Пантеон, и его часто называют первым зданием эпохи Возрождения. Купол сделан из красного кирпича и гениально построен без опор, с использованием глубокого понимания законов физики и математики. Он остается самым большим каменным куполом в мире.

Леон Баттиста Альберти (1402–1472)

Этот архитектор являлся другой ключевой фигурой в истории архитектуры Флоренции эпохи Возрождения. Это был теоретик-гуманист и дизайнер, чья книга по архитектуре De reedicatoria была первым архитектурным трактатом эпохи Возрождения. Альберти спроектировал два самых известных здания XV века во Флоренции: Палаццо Ручеллаи и фасад церкви Санта-Мария-Новелла.

Palazzo Rucellai, роскошный таунхаус, построенный в 1446–1451 годах, олицетворял новые особенности архитектуры эпохи Возрождения, включая классическое упорядочение колонн на трех уровнях и использование пилястр и антаблатур в пропорциональных отношениях друг с другом.

Фасад Санта-Марии-Новелла (1456–1470) также демонстрировал аналогичные инновации эпохи Возрождения, основанные на классической римской архитектуре. Альберти пытался привнести идеалы гуманистической архитектуры и пропорции в уже существующую структуру, создавая гармонию с существующим средневековым фасадом.

Его вклад включал в себя классический фриз, украшенный квадратами, четырьмя бело-зелеными пилястрами и круглым окном, увенчанным фронтоном с доминиканской солнечной эмблемой и окруженным с обеих сторон S-образными свитками.

В то время как фронтон и фриз были вдохновлены классической архитектурой, свитки были новыми и не имели прецедентов в древности, в конечном итоге стали очень популярной архитектурной особенностью в церквях по всей Италии.

В целом, архитектура Флоренции эпохи Возрождения выражала новое чувство света, ясности и простора, которое отражало просвещение и ясность ума, прославленную философией гуманизма.

Архитектура раннего Возрождения в Италии

Широкое строительство, развернувшееся во Флоренции, меняет облик города и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца богатеющей буржуазии и аристократии.

Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.

Брунеллески. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377–1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420–1436) возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.

Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419–1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. В нижнем этаже он оформлен изящной лоджией, полуциркульные арки которой опираются на стройные колонны. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания. В промежутках между арками размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев. Своей жизнерадостностью и ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением.

Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). Эта поразительная в своей гармонической целостности, небольшая по размерам капелла находится в глубине узкого монастырского дворика; прямоугольная в плане, она завершена легким куполом. Фасад ее представляет собой шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Стены ее, расчлененные пилястрами на равные отрезки, украшены нишами и круглыми медальонами. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Скульптурная декорация и керамика, графическое изящество линий, контрастность цветового решения подчеркивают плоскость стен, сообщают цельность и ясность светлому просторному интерьеру.

Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.

Альберти. Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404–1472), энциклопедиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»). В спроектированном им палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–1451), трехэтажном ренессансном дворце с внутренним двором и помещениями, расположенными вокруг, Альберти вводит систему пилястр, поэтажно расчленяющих стену, антаблемент и облегченную рустовку с гладкой шлифованной поверхностью.

Росселлино. Античное наследие (римская архитектура) получило в его трактовке новую пластическую выразительность. Впервые в композиции фасада палаццо введены основные элементы ордерной архитектуры, выявлены несущие и несомые части, способствующие также выражению масштаба здания и включению его в окружающий ансамбль. Исполнение замысла Альберти принадлежит Бернардо Росселлино.

Бенедетто да Майано. Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 веке завершает палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 году) Бенедетто да Майано (1442–1497). Этот величественный дворец отличается гармонией основных масс. Ясный, правильный по композиции плана и объема, своими тремя рустованными фасадами он выходит па улицу и проезды. Венчающий его, великолепный по классической форме, богато профилированный карниз четко воспринимается по контрасту с суровой простотой стен. Внутренний двор, сообщающийся с уличной магистралью, утрачивает интимный характер и становится одной из парадных частей дворца.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector