arslogistik.ru

Архитектурные памятники армении

Достопримечательности Армении

Топ достопримечательностей (34)

Озеро Парз – небольшое озеро, расположенное в Тавушской области на высоте 1334 м над уровнем моря. Озеро раскинулось в Дилижанском парке в неглубокой долине среди лесов. Общая длина озера, имеющего продолговатое очертание, составляет 385 м, ширина – примерно 85 м, а глубина – свыше 5 м.

Монастырь Кечарис – ансамбль древних зданий и классический образец средневекового армянского архитектурного искусства, расположенный на северо-западе курортного городка Цахкадзор, на склоне Памбакского хребта.

Храм Звартноц – ярчайший памятник армянского зодчества средних веков, расположенный в 5 км от Эчмиадзина и примерно в 10 км на запад от города Еревана. Этот величественный храм был возведен еще в VII ст.

Церковь Святой Рипсиме – это один из наиболее ярких образцов религиозной архитектуры Армении эпохи раннего средневековья. Церковь в 618 г. основал Комитас Ахцеци на месте ранее располагавшегося здесь мавзолея IV ст.

Монумент «Мать-Армения», расположенный в самом центре города Еревана в парке Победы, – это символ победы и мужества армянского народа. Когда-то одна из центральных улиц города носила название – проспект Сталина.

Музей Эребуни в Ереване – это один из наиболее интересных музеев города. Расположенный на склоне холма Арин-Берд, музей был открыт в 1968 г. в честь 2750-й годовщины основания Еревана. Свое название музей получил от имени города-крепости, останки которой были закреплены за территорией музея.

Голубая мечеть в Ереване была построена 1766 году по приказу тюркского хана Эриванского ханства Гусейнали-хана Каджара. Эриванское ханство было основано в 1604 году и входило в состав Персии. Столицей его был город Эривань (ныне – Ереван), который был населен, в основном, тюрками.

Кафедральный собор Святого Григория Просветителя – самый большой храм, расположенный на территории Еревана. Наряду с кафедральным собором Самеба в Тбилиси он считается самым крупным в Закавказье. Собор Св.

Церковь Святой Гаяне, расположенная в городе Вагаршапат, – часть Эчмиадзинского монастыря. Она была построена в 630-641 годах Католикосом Езром именно на том месте, где армянский царь-язычник Трдат III приказал подвергнуть мучениям и убить настоятельницу дев-христианок Гаяне, бежавшую из Рима от императора Диоклетиана.

Гора Арагац – это самая высокая гора Армении, являющаяся замечательным памятником природы. Гора Арагац представляет собой одинокий потухший вулкан. Центральная возвышенность горы охватывает площадь около 820 кв.

Монастырь Гошаванк – это средневековый монастырский комплекс XII-XIII ст. Он расположен в 20 км восточнее города Дилижана, в селе Гош, среди деревенских домов и бурных горных рек. Монастырь был основан выдающимся общественным деятелем, богословом и священником Мхитаряном Гошем при содействии князя Ивана Закаряна.

Монастырь Севанаванк, расположенный примерно в 6 км от города Севана, на полуострове Севан – одна из религиозных достопримечательностей этого региона. В VIII ст. несколько монахов, обосновавшись на острове, начали возводить свои церкви.

Монастырь Хор Вирап располагается на холме примерно в 40 км от Еревана и в полукилометре от республиканской границы, поблизости деревни Покр Веди Араратского марза. В древние времена на этом месте размещалась одна из столиц Армении – исторический город Арташат, возведенный царем Арташесом I около 180 г.

Мегалитический комплекс Зорац-Карер (еще одно название – Караундж) – известный доисторический комплекс, расположенный в Республике Армении, в Сюникском марзе, у города Сисиан, на левом берегу ущелья реки Дар.

Монастырь Агарцин в Дилижане – это одна из главных исторических архитектурных достопримечательностей не только города, но и всей Армении. Монастырь располагается в 18 км от Дилижана в верховье реки Агарцин среди зеленых горных лесов.

Национальная картинная галерея Армении – это главный музей изобразительного искусства страны. Галерея находится в Ереване на площади Республики и является частью музейного комплекса. Картинная галерея размещается на верхних этажах здания, два нижних этажа здания отведено для Национального исторического музея Армении.

Одной из главных достопримечательностей столицы Армении является мемориальный комплекс Цицернакаберд. Расположенный на юго-восточном холме одноименного парка, возвышающегося над ущельем речки Раздан, мемориал был построен в память жертв геноцида 1915 г.

Монастырь Нораванк, располагается неподалеку от города Ехегнадзор, что в 120 км от Еревана, в глубоком ущелье реки Арпа среди огромных отвесных скал. Монастырь был основан еще ХII ст. В период правления князей Орбелянов монастырь являлся крупным религиозным центром.

Вулкан Аждаак – высшая точка Гагемского хребта. Его высота – 3597 метров над уровнем моря. Аждаак представляет собой усеченный конус с кратером потухшего вулкана, где находится чистейшее горное озеро, глубина которого достигает 90 метров.

Гора Хуступ – это самая высокая вершина хребта Хуступ-Катари. Она располагается на Южном Кавказе, в южной части республики Армении, в области Сюник, южнее города Капан. Возле горы протекает река Вачаган.

Храмовая архитектура Армении

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения — страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта — конусообразный купол.

1. Монастырь Ахпат. X—XIII вв. — с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Монастырь и крепость Ахтала. XIII в. — с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

4. Церковный комплекс Санаин. X—XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X—XI вв. доходила до 300—500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

5. Одзунский монастырь. VI в. — с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

6. Церковь св. Иоанна в Ардви, XVII в.

7. Гошаванк, XII—XIII вв — с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

8. Монастырь Мармашен, X в. — с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X—XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

9. Церковь Кармравор, VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

10. Гаянэ, 630 г. — г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

11. Монастырь Татев, IX—XVII вв. — с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

12. Монастырь Танаат, V в. — с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

13. Цахац кар, X—XI вв. — с. Артабуйнк.

14. Церковь Зорац (XIV в.).

15. Монастырь Аратес. VII век.

16. Церковь Св. Карапета. Ехегис.

17. Монастырь Севанаванк. XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

18. Монастырь Айраванк. IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

19. Гегардский монастырь, XII—XIII вв. — с. Гегард. Гега́рд (дословно — «копьё») — монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

20. Церковь Катогике, XII век, Ереван.

Храмовая архитектура Армении

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения — страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта — конусообразный купол.

1. Монастырь Ахпат. X—XIII вв. — с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Монастырь и крепость Ахтала. XIII в. — с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

4. Церковный комплекс Санаин. X—XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X—XI вв. доходила до 300—500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

5. Одзунский монастырь. VI в. — с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

6. Церковь св. Иоанна в Ардви, XVII в.

7. Гошаванк, XII—XIII вв — с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

8. Монастырь Мармашен, X в. — с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X—XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

9. Церковь Кармравор, VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

10. Гаянэ, 630 г. — г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

11. Монастырь Татев, IX—XVII вв. — с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

12. Монастырь Танаат, V в. — с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

13. Цахац кар, X—XI вв. — с. Артабуйнк.

14. Церковь Зорац (XIV в.).

15. Монастырь Аратес. VII век.

16. Церковь Св. Карапета. Ехегис.

17. Монастырь Севанаванк. XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

18. Монастырь Айраванк. IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

19. Гегардский монастырь, XII—XIII вв. — с. Гегард. Гега́рд (дословно — «копьё») — монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

20. Церковь Катогике, XII век, Ереван.

Архитектурные памятники армении

В 2018 году Ереван отмечал 2800-летие с даты основания Эребуни — первого поселения на месте современного города. Таким образом, Ереван на 29 лет старше Рима. Впрочем, здесь мало что напоминает о долгой истории и далеком прошлом. Ереван стал столицей Армении только в 1918 году — до этого он был относительно небольшим городом. Основная застройка пришлась на ранние советские годы. На роль главного архитектора власти пригласили из Ленинграда Александра Таманяна, и именно он во многом определил современный облик города. Благодаря Таманяну планировка центральной части Еревана напоминает европейские образцы: кольцо, окружающее центр, и ровная сетка улиц внутри него. Он же придумал две главные архитектурные доминанты центра — монументальную площадь Республики и площадь Свободы с Театром оперы и балета.

В процессе реализации плана Таманяна почти всю историческую застройку снесли — теперь увидеть, как выглядел Ереван до начала XX века, можно только на старых фотографиях (например, в Музее истории Еревана или на сайте hinyerevan.com), на картинах Мартироса Сарьяна и Георгия Гюрджяна. Однако тем интереснее попробовать найти более старые слои и увидеть, как сквозь советские здания и активно появляющиеся современные многоэтажки проглядывают свидетельства прошлых эпох.

Сегодня центр Еревана (район Кентрон) — причудливая смесь архитектурных стилей, от неоклассицизма с национальными мотивами на площади Республики и достойных образцов сталинской архитектуры до современных многоэтажек (увы, в основном довольно безвкусных). Большинство зданий построено из туфа разных оттенков, но преобладает розовый, поэтому Ереван часто называют розовым городом.

Скромнее представлен в городе русско-имперский слой: здания конца XIX — начала XX века, построенные из черного, красного, оранжевого туфа в стиле, называемом кавказским ампиром; в основном они сосредоточены в районе улиц Абовяна и Арами. В 1920–1950-е годы активно застраивался малый центр, в основном в стиле армянской неоклассики, изобретенной Таманяном и его последователями. Лучшие ее образцы — на проспекте Маштоца и Кольцевом бульваре. В районе улицы Вардананц можно найти конструктивистские здания, и совсем изредка в городе попадаются архитектурные диковинки типа бывшего персидского консульства на улице Анрапетутян. Ну и, конечно, в Ереване множество памятников архитектуры советского модернизма, среди которых немало выдающихся образцов: старый терминал аэропорта Звартноц, здание бывшего кинотеатра «Россия», летний зал кинотеатра «Москва», Дом шахмат, Спортивно-концертный комплекс (СКК) имени Карена Демирчяна, станции метро «Площадь Республики» и «Еритасардакан».

Если изучать город в хронологическом плане, первым делом стоит отправиться на холм Арин Берд, где расположены руины крепости Эребуни. Крепость заложил царь Аргишти I в те давние времена, когда на месте современной Армении находилось государство Урарту. Археологи нашли здесь каменную плиту, на которой указана дата основания крепости — 782 год до нашей эры. Современное название города восходит как раз к топониму «Эребуни». В ясный (и не очень жаркий) день прогулка по руинам крепости будет очень приятной — вокруг много зелени, а сверху открываются виды на город, но лучше воздержаться от походов сюда в разгар летней жары. У входа на территорию Эребуни находится одноименный музей, среди экспонатов клинописные таблички эпохи Урарту, статуэтки урартских богов, предметы быта.

Свидетельств средневековой эпохи в Ереване практически не осталось. Едва ли не единственные памятники того времени — крошечная церковь Катогике XII –XIII веков на улице Абовяна, рядом с которой построена большая новая церковь, и церковь Сурб Зоравор, затерянная во дворах между улицами Туманяна, Сарьяна и Пушкина. Последнюю советские власти собирались снести, и спасти ее удалось лишь благодаря заступничеству художника Мартироса Сарьяна, жившего в доме неподалеку и любившего изображать ее на своих картинах.

Еще одно свидетельство средневекового прошлого — руины храма Звартноц недалеко от ереванского аэропорта (который именно в честь храма получил свое название). «Храм бдящих ангелов» был построен в 640 –650 годах и разрушен землетрясением в X веке. В Звартноц лучше всего ехать в ясный день — отсюда открывается отличный вид на Арарат.

В османо-персидский период в городе появилось множество мечетей. Из них сохранилась лишь одна — Голубая мечеть на проспекте Маштоца, построенная в 1766 году. Сидя в ее тихом дворике, можно попытаться представить, как выглядел город на рубеже XIX –XX веков, когда мечетей здесь было столько же, сколько церквей — и те, и другие снесла советская власть, задумавшая полностью перепридумать Ереван и сделать его городом с европейской планировкой. К османо-персидскому периоду также относятся дома со стрельчатыми окнами и остатки персидской мечети 1687 года в Конде, внутри которой сегодня живут потомки бежавших от геноцида из Турции армян.

Кстати, именно в Конде можно найти много живых свидетельств прошлого. Это один из самых старых непрерывно обитаемых районов города, здесь сохранилось больше всего старых зданий, правда, большинство из них в упадочном состоянии. Большинство зданий относятся к XVII веку. Район живет своей жизнью, которая, как кажется, совершенно не пересекается с жизнью центра. Прогулка здесь — удовольствие особого рода и понравится далеко не всем, однако хотя бы раз стоит подняться по крутым лестницам, уходящим вверх от улицы Сарьяна, и погулять по запутанному лабиринту улиц. Архитектурная доминанта Конда — церковь Сурб Ованес XV века, а напротив нее, на улице Прошяна, видна знаменитая стена, один из памятников архитектуры советского модернизма.

Споры о судьбах Конда ведутся давно, власти периодически заявляют о планах снести старые здания. Со стороны кажется, что реставрировать район слишком сложно и экономически нецелесообразно. А пока судьба Конда остается туманной, местные жители пытаются вдохнуть сюда новую жизнь. Один из таких проектов — Kond Gallery — придумал ереванский стрит-арт-художник Серег Навасардян, чьи узнаваемые граффити можно найти и в других районах города. Благодаря Kond Gallery в Конде не только появилось множество граффити, но и стали проходить концерты, кинопоказы и другие мероприятия, благодаря которым в старый район потянулась креативная молодежь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector