Чем известен город пермь
7 интересных фактов о Перми
1. Почему Пермь
Коренных пермяков часто задевает, когда гости города называют его «Перм». На самом же деле, это правильное произношение, исходя из его написания (по правилам русского языка небно-зубной [р] не смягчается перед губно-губным [м]). Если писать название города так, как произносят его коренные пермяки, то это должно выглядеть как «Перьмь».
Почему же за нашим городом закрепилось такое название. В далекие времена племена вепсов, живших в районе современной Карелии , назвали дальние земли на востоке «пера маа», что в переводе означало «дальняя земля». В северные районы современного Прикамья и Республики Коми за пушниной ходили новгородские ушкуйники, которые, переняв вепсское обозначение нашего края, окрестили его Пермью . Позднее название Пермь Великая закрепилось за территорией, столицей которой стал город Чердынь . Со временем Пермью стали называть все земли Западного Урала от Чердыни до слияния Камы и Чусовой , именно поэтому, когда в 1780 году Екатерина Великая решила основать город – столицу всех земель к западу от Уральских гор, то имя ему было выбрано Пермь.
2. В честь Перми назван геологический период. (Часто просто «Пермь»). Период выделен в 1841 году британским геологом Родериком Мурчисоном в Кунгурском уезде Пермской губернии.
3. Самое старое здание Перми
В 1723 году в месте, где речка Егошиха впадает в Каму, был основан медеплавильный завод. Медь добывали из песка – медистого песчаника, а движущей силой завода был водный механизм, который приводился в действие падающей водой. Заводской пруд был в районе современной Северной дамбы. А на высоком левом берегу Егошихи в 1724 году – была построена деревянная Петропавловская церковь, которую в 1764 году заменил каменный храм. В 1781 году, когда Егошихинский заводской поселок стал городом Пермь, возле Петропавловского собора находилась главная городская площадь, возле которой стояли губернаторский дом, казначейство, прочие казенные постройки. От собора начиналась Петропавловская улица, которая сохранилась до сих пор. Сегодня собор Петра и Павла – самое старое здание Перми.
4. Пермь – город узников
В старину говорили, если государевы власти хотят отправить человека куда подальше, то его ссылали в Сибирь , а если желали свести его со свету – посылали в Пермь. Так, в Перми Великой – поселке Ныробка – сгинул дядя первого царя из династии Романовых боярин Михаил Никитич Романов. А спустя 300 лет в ночь с 12 на 13 июня 1918 года банда мотовилихинских рабочих выкрала из Королевских номеров брата последнего царя Российской империи Михаила Александровича Романова и расстреляла в районе современной Архиерейки. Через Пермь на каторгу шли ссыльные декабристы, которые содержались в помещениях конвойной команды на углу улиц Сибирская и Малая Ямская (современная Краснова ), и молодой Федор Достоевский , осужденный по делу Петрашевцев. В начале XX века в Разгуляйской тюрьме сидел революционер Яков Свердлов .
5. Пермь – закрытый город
Во время великой Отечественной войны в Пермь было эвакуировано множество производств с оккупированных территорий Советского союза. С тех пор предприятия Перми, а тогда еще Молотова , стали работать на оборонку. Поэтому с конца 40-х по начало 90-х годов наш город стал неофициально закрытым. Сюда не пускали иностранцев, а за жизнью горожан велось самое тщательное наблюдение. Поговаривают, что на многих картах СССР даже не было такого населенного пункта Пермь.
6. Пермь музыкальная
В пермской гостинице “Центральная” Хачатурян написал свой знаменитый балет “Гаянэ”.
Один из новых эпизодов, написанный в “семиэтажке” ноябрьским вечером 1942 года и именовавшийся первоначально “Танцем курдов”, известен всему миру как “Танец с саблями”.
Помнит город и приезд Сергея Прокофьева в Пермь в июне 1943-го. Он работал над балетом “Золушка”, который был закончен в клавире в “семиэтажке”.
Пермь вообще славится балетом. Знаменитый Пермский академический театр оперы и балета знают во всем мире. Гремит во всем мире и имя балетмейстера Сергея Дягилева .
7. Пермь литературная.
В Перми жили и творили известные писатели, как приезжие, так и родом отсюда. Пастернак срисовал свой Юрятин в «Докторе Живаго » с Перми.
В пермском эвакогоспитале во время войны лечился его родственник писатель Юрий Тынянов.
Лиля и Осип Брик жили здесь, Осип выпустил в местном издательстве трагедию “Иван Грозный “, Лиля написала и издала книгу “Щен” о Маяковском .
“Три сестры” Антона Чехова родом из Перми.
Проезжал по улицам города на сибирскую каторгу Федор Достоевский, отсидел в вишерских лагерях Варлам Шаламов , отбывал ссылку Осип Мандельштам , гостил французский писатель Анри Барбюс.
Пермь вдохновляла на творчество авиатора и поэта Василия Каменского , писателей – Федора Решетникова , Михаила Осоргина , Аркадия Гайдара , Виктора Астафьева , Леонида Юзефовича, Льва Давыдычева .
Пользуется большой популярностью пермский писатель Алексей Иванов , автор романа «Географ глобус пропил», фильм по которому снискал кучу похвал и получил много наград.
“Географ глобус пропил” снимали в пермской школе и на уральской реке. Алексей ЖУРАВЛЕВ, Ирина МОЛОКОТИНА
Еще больше материалов по теме: «Прогулки по Перми»
Чем знаменита Пермь
Чем знаменита Пермь?
Если говорить о самом протяженном по времени и самом раннем периоде, с которым связано слово «пермь», то это, конечно, последний геологический период палеозойской эры – пермь, или пермский период. Ведь одно из наиболее известных местонахождений ископаемых остатков этого периода было обнаружено в районе деревни Чекарда, на левом берегу реки Сылва.
Продолжался пермский период порядка 47 млн. лет, а начался примерно 298,9 млн. лет назад. Но города Перми в то время, естественно, не было, и вся связь Перми и пермского периода только в том, что город и обнаруженные ископаемые остатки находятся в одной местности. Правда, и тут есть, чем гордиться пермякам: пермь является единственной геологической системой, получившей русское наименование.
Чем знаменита Пермь? Часть I
Начнем мы свой рассказ с пермского звериного стиля, искусство которого принадлежит загадочно исчезнувшей чуди.
Согласно преданиям, чудь – древний народ, персонаж мифического времени. В ряде источников представители племени чудь описываются, как обладающие необычно большим ростом. И, действительно, в мифологии славян «чудо» означает великана, гиганта.
Основной источник сведений о чуди – комплекс преданий, которых объединяет мотив исчезновения чуди после того, как началась христианизация населения. Те, кто приняли христианскую веру, стали «коми», не принявшие крещение остались «чудью».
Зарождение искусства звериного стиля датируют серединой первого тысячелетия до нашей эры. Пермскому звериному стилю среди других звериных стилей отводится особое место: фигурки, которые были найдены на территории Пермского края, сходны с таким стилем, как скифско-сарматский, но имеют ряд существенных отличий. Изделия носят другой характер и отличаются используемыми при их создании художественными приемами.
Предметы в зверином стиле изображают животных, части их тела, либо композиции, где идет сочетание человека и животных. При изготовлении этих предметов использовались металл, дерево, береста, кость, керамика, кожа и меха.
Пермская деревянная скульптура
Пермскую деревянную скульптуру, или «пермских богов», относят к одному из главных символов Пермского края. Скульптура поистине уникальна, ей нет аналогов нигде в мире.
В 1922 году молодым музейным работником Николаем Серебренниковым в заброшенной часовне села Ильинского была случайно обнаружена первая скульптура Иисуса Христа. Это и положило начало всемирно известной и единственной в России обширной коллекции русской деревянной скульптуры периода XVII – XIX веков.
Распространена была пермская деревянная скульптура в церквях северной части Пермской губернии. Местные народы с давних пор придерживавшиеся язычества, даже приняв христианство, не захотели поклоняться плоским иконам. Фигуры Иисуса и других святых они стали вырезать из дерева, по сути сохраняя традицию поклонения деревянным идолам. Объемные изображения были им намного роднее.
Церковные власти запрещали деревянные религиозные скульптуры (как считает православная церковь, объемные изображения святых оскверняют святой дух). Но, несмотря на запрет, «деревянные боги» на протяжении веков продолжали множиться в уральских церквях, находящихся на территории проживания коми-пермяков.
Местные священники, не желая терять паству, закрывали глаза на явные нарушения – деревянные скульптуры богов не сжигали и не расправлялись с мастерами, искусно их изготовившими.
По мнению специалистов, пермской деревянной скульптуре присуща монументальность художественных решений, яркая образность, высокая эмоциональность и недюжинное мастерство. Мастера при вырезании скульптур вкладывали в свои творения душу, и создавали настоящие шедевры. Лица «пермских богов» полны муки и жертвенности. При этом легко заметить, что православные святые, вырезанные из дерева, обладают ясно выраженными коми-пермяцкими чертами.
«Из распятий наиболее изумительное (хотя интересных распятий очень много) то, которое вывезено из Соликамской часовни. Если оно производит непосредственно болезненное и могучее впечатление на каждого, то знаток искусства не может не поразиться экономии приемов, глубокому инстинктивному расчету эффекта позы.
Совершенно невиданным и совершенно потрясающим явлением надо признать бога Саваофа из Лысьвенской церкви. Здесь мы имеем изображение бога необыкновенно могучего. Голова трактована под влиянием античной скульптуры, это — голова Юпитера. От всей композиции веет каким–то своеобразным соединением антика или высокого ренессанса и барокко».
А.В. Луначарский, 1928 год
В книге Николая Николаевича Серебренникова (8 июля 1900, Верхние Муллы, Пермская губерния — 21 мая 1966, Пермь) — искусствоведа, посвятившего свою жизнь собранию и изучению пермской деревянной скульптуры, говорится, что у местного населения, несмотря на утверждение православной церкви, продолжали существовать языческие деревянные символы веры.
Шло время, происходила христианизация идолов, следы которой явственно проступают на ряде церковных скульптур. Достаточно провести сопоставление «Лесного шайтана» и «Святого Николая»: в первом случае – деревянный колышек, во втором – столбик из дерева. Принципиального отличия между языческим колышком и христианским столбиком нет.
Небольшое «Распятие» дает возможность представить, как приспосабливали изображения для церкви.
Камская чудь исчезла с лица земли, но ее наследие живо.
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Пермь
Пермь – город в Российской Федерации, административный центр Пермской области, один из крупнейших промышленных и культурных центров Предуралья; город, известный множеством уникальных памятников, а также замечательной художественной галерей. Пермь расположена в Среднем Предуралье, на реке Кама, ниже впадения в нее реки Чусовая, в 1386 км к востоку от Москвы. Пермь – важный транспортный центр, здесь имеется речной порт, аэропорт, старейшая на Урале железнодорожная станция. Население – 1003,8 тыс. человек (2001).
Пермь – крупнейший промышленный центр России. Ведущая отрасль городской промышленности – машиностроение. Предприятия Перми выпускают авиационные моторы, электроприборы, сверхвысоковольтные кабели, телефоны, велосипеды, мотопилы. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются “Пермские моторы” и “Мотовилихинские заводы”. В городе расположены также предприятия топливной промышленности и химической промышленности.
С каждым годом Пермь становится все более привлекательной для туризма, причем не только среди отечественных путешественников, но и среди зарубежных гостей. Отели и гостиницы Перми размещают у себя большое количество туристов и предлагает им услуги и обслуживание высокого уровня.
На месте современной Перми в 17 веке находилась деревня Брюхановка. Основание города связывают с деятельностью В. Н. Татищева, который в 1723 году руководил строительством Егошихинского медеплавильного завода. Близ завода вырос город, который получил название “Пермь” (от финно-угорского “пер ма” – “далекая земля”). По указу Екатерины II от 20 ноября 1780 года Пермь стала губернским городом.
В начале 19 века Пермь становится важным торговым центром. Самым ходовым пермским товаром была соль, которую добывали в Пермской губернии, в Усолье и Соликамске. По реке Чусовой переправляли железо, медь, металлические изделия уральских заводов. В Перми долгое время находилось Горное управление уральских заводов. В 1846 году было открыто регулярное судоходство по Каме. В 1858 году в устье речки Данилихи английский подданный Гуллет построил механический завод, где строились речные буксиры. В 1878 году была построена прошедшая через Пермь Уральская железная дорога. В 1863 году в Перми начала работать Мотовилихинский пушечный завод, ставший одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Урала. В 1875 году в Перми был изготовлен Царь-молот весом 50 тонн. За его проект металлург и механик Н. В. Воронцов (1833-1893) получил высшую награду на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году. В дореволюционной Перми были открыты гимназии, реальное и горнозаводское училища, духовная семинария, театр, научно-промышленный музей. В годы Великой Отечественной войны в Пермь были эвакуированы многие крупные промышленные предприятия.
Историческая часть Перми расположена на возвышенном левом берегу Камы. Здесь в 1750-1770-х годах были выстроены самые старые из сохранившихся в Перми зданий. Среди них выделяется пятиглавый Петропавловский собор (1757-1764). Кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря, расположенного на горе Слудка, был построен в 1798-1832 годах (колокольня – в 1818-1832 годах), в его проектировании принимали участие архитекторы Л. Руска, П. Т. Васильев, И. И. Свиязев. Заслуживают внимания церковь-ротонда на “новом” кладбище (1832-1837), Казанская церковь в псевдорусском стиле с майоликовым панно на фасадах (1905-1907), мечеть (1902-1903), пятиглавая церковь Вознесения в неорусском стиле (1903-1910).
Старейшие гражданские памятники архитектуры Перми сохранены в бывшем административном центре города, занимавшем плато над пристанями. Это здания бывших Присутственных мест (конец 18 в.), гауптвахты и губернаторского корпуса. В 1796-1804 годах были построены многие здания, расположенные ниже по Каме: каменный Гостиный двор, городская управа, казенная палата. Памятником архитектуры эпохи классицизма является Архиерейский дом в ансамбле Спасо-Преображенского монастыря (1793-1798). На бывшей Сибирской улице и в Разгуляе (историческом центре города) находится много типичных для русского стиля домов, в старые времена здесь жили купцы. Построенный в начале 19 века дом Жмаева, также выполненный в стиле классицизма, позже стал зданием Городской думы. В Перми сохранилось большое количество построек архитектора Свиязева: дом Яковлевых-Мешкова (1820-е гг.), училище детей канцелярских служителей (1825-1829), семинария (1829-1831), деревянный особняк Крылова, деревянная ротонда в бывшем Загородном саду (1824), Благородное собрание (1830). Начало 20 века в Перми ознаменовалось возведением построек в духе эклектики и в стиле модерн: дома Любимовой и Мешкова, здания оперного театра, дома музыкального училища, старого здания вокзала, здания Кирилло-Мефодиевского училища (1911).
С Пермью связаны имена многих писателей, ученых, художников. П. П. Бажов, автор “Уральских сказов”, “Малахитовой шкатулки”, был выпускником Пермской духовой семинарии. Здесь же учились Д. Н. Мамин-Сибиряк, бытописатель Урала, и А. С. Попов, изобретатель радио. Поэт В. В. Каменский долгое время жил и работал в Перми и в селе Троице. Пропагандист русского искусства и меценат С. П. Дягилев был выпускником Пермской классической гимназии.
Во время Великой Отечественной войны в Перми жили писатель В. А. Каверин (работал здесь над романом роман “Два капитана”), художник Б. В. Иогансон, балерина Г. С. Уланова, композитор А. И. Хачатурян (в Перми написал партитуру балета “Гаяне”). Наиболее впечатляющими памятниками города являются монумент героев фронта и тыла и мемориальный комплекс в честь Уральского добровольческого танкового корпуса. На горе Вышке в Мотовилихинском районе находятся диорама “Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Мотовилихе” и памятник борцам революции 1905 года. В музее “Мотовилихинских заводов” находится пермская царь-пушка, отлитая в 1868 году, ее ствол весит 2800 пудов.
Пермь – город музыкальный и театральных традиций. Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, основанный в 1870 году, был первым на Урале музыкальным театром. Пермский драматический театр известен и своей труппой, и своим великолепным мраморным зданием. Наиболее интересный музей города – Художественная галерея, начало которой было положено В. В. Верещагиным, подарившим в 1907 году пермскому научно-промышленному музею (позже Краеведческий музей) несколько своих картин. Галерея, открывшаяся в 1922 году, известна собранием пермской деревянной скульптуры. Здесь экспонируются картины многих художников итальянской, фламандской, голландской и французской школ 15-18 веков, а также полотна И. Е. Репина, И. Н. Крамского, А. И. Куинджи. Экспозиции краеведческого музея насчитывают свыше 360 тысяч экспонатов. Гордость экспозиции – коллекция рукописных книг и столбцов (деловых бумаг) 16-18 веков. Здесь же выставлена коллекция металлической скульптуры древнего Прикамья и коллекция уральских самоцветов.
Недалеко от Перми на высоком берегу Камы расположен единственный на Урале архитектурно-этнографический музей-заповедник “Хохловка”, занимающий площадь 42 га. Сюда с севера области перевезены уникальные деревянные постройки 17-19 веков. Окрестности Перми интересны археологическими памятниками. На правом берегу Камского водохранилища на склоне Шустовой горы (ныне находящейся в черте города Перми) расположен Турбинский могильник 16-14 веков до н. э., относящийся к эпохе бронзы. Раскопки здесь ведутся с 1920 года, найдено более трех тысяч предметов.