arslogistik.ru

Дома Ростова-на-Дону — история и современность

Театральная площадь Ростова-на-Дону: история и современность. Описание и фото достопримечательности

Этот красивый город, расположенный на юге нашей страны, стоит на берегу величавого и полноводного Дона. Сегодня население города составляет 1,125 миллиона человек. По этому показателю Ростов входит в десятку самых густонаселенных городов России.

Гостеприимные и приветливые горожане бережно относятся к многочисленным достопримечательностям своей малой родины. Невозможно ознакомиться со всеми памятными местами Ростова за один-два дня. Да и недели для этого недостаточно. Но сегодня наша задача несколько упрощается, поскольку мы хотим предложить вам совершить виртуальную экскурсию в одно из самых значимых мест города — на Театральную площадь Ростова-на-Дону.

Немного истории

Трудно поверить, что еще в XIX веке на месте, где сегодня располагается главная и самая красивая площадь южной столицы, был пустырь. С одной его стороны находился Ростов-на-Дону, а с другой с ним граничил Нахичевань-на-Дону.

Оригинальное сооружение в стиле модерн появилось здесь лишь в 1913 году. Им стало Управление железной дороги. Во второй половине 20-х годов площадь перед ним получила название — Революции.

Парк Революции

В наши дни об этом историческом факте напоминает сохранившийся на Театральной площади Ростова-на-Дону парк, который и называется парком Революции. Это работа художника-агронома Г. Н. Замниуса. Разбитый Замниусом в 1927 году, парк расположился на огромной территории – 21 гектар. В его низине было построено здание Драматического театра в стиле конструктивизма, который в те времена широко применялся в архитектуре.

После освобождения города от фашистских захватчиков (1943), в Ростове был объявлен конкурс на создание памятника павшим воинам-освободителям. Правда, осуществить эту мечту власти города смогли лишь спустя 40 лет.

Когда-то на северо-западе площади находилось несколько корпусов Николаевской больницы, построенной на пожертвования горожан. Автором проекта стал местный архитектор Н. М. Соколов.

Нынешний облик Театральной площади Ростова-на-Дону

В 1981 году площадь украсило одно из первых высотных сооружений города – здание «Атомкотломаша». Примерно в тот же период на западной стороне Театральной площади Ростова-на-Дону было построено здание мединститута (сегодня медуниверситет), и началась активная застройка Театрального спуска: возводился каскад жилых многоэтажных домов, спускающихся к самому Дону.

На юго-западе площади был построен в годы перестройки жилой дом с использованием самых современных технологий и архитектурных достижений. Следует признать, что все сооружения, расположенные на площади, отличаются архитектурными особенностями, которые характерны для того или иного периода времени.

Фонтаны

Рядом с Драматическим театром им. М. Горького на Театральной площади Ростова-на-Дону находится уникальный комплекс фонтанов. Его создал совсем молодой скульптор Евгений Вучетич, являвшийся на тот момент выпускником Ростовского художественного училища. Квадратный бассейн, в центре которого на постаменте располагается скульптурная группа атлантов, держащих плоскую чашу с бьющими ввысь струями воды, – таков фонтан Вучетича.

Мемориал

В 1983 году на Театральной площади Ростова-на-Дону появился монумент, о котором горожане мечтали после войны. Это 72-метровая стела со скульптурой – фигурой греческой богини Ники. Монумент был открыт в торжественной обстановке накануне празднования Дня Победы.

Колесо обозрения в Ростове-на-Дону

«Одно небо» – одно из самых грандиозных сооружений подобного типа в нашей стране. Его верхняя точка находится на высоте 65 метров, что соответствует высоте 22-этажного дома. Отсюда открывается живописный вид на город и его ближайшие окрестности. А располагается колесо обозрения в Ростове-на-Дону в парке Революции на Театральной площади.

Конструкция состоит из 30 современных закрытых кабинок, каждая из которых оборудована кондиционерами, работающими в двух режимах (охлаждение и обогрев). Это позволяет кататься в любую погоду. В каждой кабинке есть столик и мягкие сидения.

Колесо обозрения работает в течение всего года, в будние дни – с 10:00 до 22:00, в выходные и праздничные дни – с 10:00 до 02:00.

Мы представили вам одну из главных достопримечательностей южной столицы – Театральную площадь Ростова-на-Дону. Мероприятия (городские и общероссийские) горожане привыкли отмечать именно здесь. Концерты и парады, салюты и Дни города – все самые важные торжества с размахом проводятся на главной площади Ростова.

Архитектура дореволюционного Ростова-на-Дону. От модерна к неоклассике

В ходе новой нашей прогулки по старому городу Ростова-на-Дону отправимся на поиски архитектуры эпохи модерна – знаковых построек рубежа XIX-XX вв. Ранее мы рассматривали городскую архитектуру последней четверти XIX века (эклектика) и столичные атрибуты «русского Чикаго» (здание Думы, конторские здания и банки, гостиница, театр).

МОДЕРН В РОСТОВЕ

В ростовских постройках эпохи модерна наблюдается умелое творческое заимствование приёмов, применённых в столичных постройках. Встречаются даже международные цитаты. Так, в торговом доме Яблоковых (Большая Садовая, 64), первом ростовском здании в стиле модерн, на втором этаже располагается типичное круглое окно эпохи ар-нуво, вариации которого часто встречаются в Брюсселе. Помещения дома, построенного в 1898 году по проекту архитектора Е.М. Гулина в духеинтернационального модерна, сдавались в аренду различным организациям. В 1906 году здесь был открыт первый кинотеатр в Ростове.

Плодовитый архитектор Ростово-Нахичеванского градоначальства Евгений Михайлович Гулин был восприимчив к современным веяниям в архитектуре. Так, рационалистическое направление модерна в Ростове представлено в другой его постройке – торговом доме Г.Г. Пустовойтова (универмаг «Проводник»; ныне ЦУМ, 1910), где пространство нового типа торговых помещений – универмага – формируется за счёт новаторской каркасной конструкции, которая создаёт «промышленно-торговый стиль». Это позволяет многим исследователям проводить параллели с торговым домом Кузнецовых в Москве и домом компании «Зингер» в Петербурге.

Другим примером рационалистического направления модерна с элементами эклектики является здание управления Владикавказской железной дороги (ныне Северо-Кавказской), которое стало первой постройкой будущей Театральной площади. Массивный проект с тремя внутренними дворами был осуществлён архитектором Н. Вальтером и инженером А.П. Бутковым (чертежи, проведение работ) в 1910-13 годах.

Здание оказалось не самым удачным с точки зрения вместительности и вентиляции. Как писала газета «Утро Юга» осенью 1913 года, «из-за невероятной сырости… телефонные провода часто не работают». Кроме того, четыре этажа конторских помещений оказались тесными для возросшего штата сотрудников (частная Владикавказская железная дорога была одной из самых прибыльных в России), тогда как начальник «железки» размещался в просторном кабинете, о чём свидетельствуют огромные окна высотой в два этажа над главным входом.

Ещё один объект, который не затерялся бы в одной из двух российских столиц, – доходный дом М.В. Ширмана (1911; арх. Арутюн Закиев; Ворошиловский пр., 20). Здание представляет собой классицизированный вариант модерна.

Дом ростовского градоначальника генерал-майора Ивана Зворыкина (1914, арх. Василий Попов; Пушкинская улица, 89/57), занимающий угловую часть квартала, является примером модерна с элементами готики.

Ещё одна поздняя по времени версия модерна встречает в Ростове на Пушкинской улице, д. 106. Дом Ивана и Анны Бострикиных, построенный в 1914 году по проекту гражданского инженера Семена Васильевича Попилина, представляет собой версию модерна с элементами неоклассики.

Трёхэтажное здание компактно размещено по красной линии улицы в окружении зелени и по соседству с другим владением Ивана и Анны Бострикиных – доходным домом (Пушкинская, 108) эклектичного вида с нотками модерна (округлое окно – «лепесток» на втором этаже, разорванный карниз, эркер).

ВОЗВРАТ К КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

В конце 1900-х – первой половине 1910-х годов в российской архитектуре наметилась тенденция программного возвращения к неоклассицизму. В Ростове она нашла отражение не только в уже упомянутом ранее здании Госбанка, построенном петербургским архитектором М.М. Перетятковичем, но и в ряде других зданий по проектам ростовских архитекторов.

Так, доходный дом братьев М.М. и Ф.М. Дутиковых (пр. Буденновский, 3/3; арх. Л.Ф. Эберг, 1913) – пример неоклассики с элементами модерна. Здание является практически прямой цитатой петербургского торгового дома Мертенса на Невском проспекте (1911, арх. М.С. Лялевич).

Доходный дом братьев М.М. и Ф.М. Дутиковых в Ростове-на-Дону

Дом Мертенса в Санкт-Петербурге

Другой проект Леонида Эберга (1882-1954) представляет собой массивный неоренессансный палаццо. Доходный дом В.К. Чирикова (1913, Буденновский пр., 46) нагружен эркерами, аттиковым завершением и двумя колоннами, покоящимися на мощных кронштейнах высотой с целое окно. Заказчик проекта, крупный фабрикант и местный влиятельный управленец Чириков, потребовал установить две колонны со словами: «А деньги кто тебе платит — Ренессанс или я. » Эберг вынужден был согласиться. Проект всё равно получился запоминающимся. Столь мощное здание не затерялось бы где-нибудь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга в дореволюционные времена. Кстати, здесь была организована первая «активная» крыша: «зелёной» её сложно назвать, поскольку трава или деревья не росли, зато смотровая площадка – терраса для прогулок под открытым небом – компактно укрыта за аркадой на массивном аттике.

Ещё одна терраса на крыше функционировала в неоклассическом доходном доме (Большая Садовая, 33/43), где располагался Варшавский университет. Здание построено в 1912-1914 годах (автор И.Е. Черкесиан). Балюстрада и терраса были «застроены» в ходе воссоздания объекта после ВОВ в 1949 году, а дорический портик с плоской крышей остался лишь на исторических открытках. Сейчас здесь располагается Донской государственный педагогический институт.

Доходный дом А.Н. Фрумсона (ул. Серафимовича, 62) был построен в 1913 году по проекту архитектора П.Я. Любимова в стиле неоклассицизма. В настоящее время здание является памятником архитектуры и находится под охраной государства, сейчас здесь размещается филиал московского технического университета.

В стиле неоклассицизма в 1912 году выстроен роскошный особняк Парамонова (Пушкинская улица, 148). Заказ представителя знатной купеческой фамилии икрупного книгоиздателя выполнил удивительно разносторонний и образованный ростовский архитектор Леонид Эберг, упомянутый нами ранее (дом Дутиковых – неоклассика + модерн; дом Чирикова – неоренессанс). В данном проекте зодчий обратился к наследию Древней Греции.

Ещё один пример неоклассики в Ростове – дом купца Кистова (Большая Садовая, 105), построенный городским архитектором Ростова Григорием Васильевым в 1914 году.

Обращение к неоклассическим элементам наблюдалось в творчестве Васильева и ранее, к примеру, в одной из первых его построек – доходном доме Масалитиной (1890, Большая Садовая, 113).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector