Главная улица перми
Пермь. Улица Сибирская. Часть первая
До 1917 года главной улицей Перми была улица Сибирская . Сейчас она является важной транспортной магистралью города. Улица пролегла от района речного вокзала до промышленных зон на юге.
Это зона исторической застройки, где находится большое число архитектурных памятников Перми. Здесь же находятся важные административные и культурные учреждения, большие магазины.
Улица, расположенная перпендикулярно к Каме, связывала удобные сходы к речному порту и Сибирский тракт, проложенный в середине XVIII века через посёлок Егошихинского медеплавильного завода. Отсюда ее название. По тракту проходила дорога из Москвы в Сибирь. От пристаней на Каме товары переправляли на восток и из Азии в Европейскую часть России.
Улица стала застраиваться после образования наместничества. Знатные и богатые люди города возводили на ней свои дома. На ней появились первые каменные здания – дом И. Д. Прянишникова и дом вице-губернатора И. П. Розинга.
В XIX веке продолжилась активная застройка улицы. Здесь появились здания Пермской казённой палаты, Училища детей канцелярских служителей, Пермской губернской библиотеки, Пермского управления земледелия и государственного имущества, Благородного собрания (1837 год), типолитографии губернского правления и Конвойной команды.
В июле 1863 года на Сибирской улице сделали освещение керосиновыми фонарями. В 1887 году ее частично вымостили камнем. В советский период улицу переименовали в честь Карла Маркса. Историческое название улице вернули в 1998 году.
Дом Прянишникова
Дом И.Д. Прянишникова был построен в 1781 году на углу улиц Екатерининской, 57 и Сибирской, 27. Прянишников был председателем Верхнего земского суда, потом председателем Пермской гражданской палаты. В дом, который носит теперь его имя, он поселился 1790 году. Тогда это было одно из лучших зданий города. К дому прилегали надворные строения: конюшня, скотный двор, баня, был сад.
Иван Данилович Прянишников прибыл в Пермь из Петербурга. Он завел в доме столичные традиции. Устраивались вечера с танцами, обсуждениями, ужинами. Знатные пермяки приобретали столичные привычки. Бывали в доме заезжие гости. Известно, что у Прянишникова дважды был Александр Николаевич Радищев.
В 1799 году Прянишников уехал из Перми. Через несколько лет он продал дом со всеми строениями винному откупщику Василию Злобину – жителю Петербурга, который в доме открыл кабак и винный магазин.
После смерти Злобина дом купил коллежский регистратор Осип Арендт для своего зятя — губернского прокурора Семёна Ивановича Баранова. Потом дом принадлежал казне, в нём жили в основном преподаватели мужской гимназии, его называли домом преподавателей. В этом доме жила семья врача, инспектора Пермской земской управы Александра Бланка, у которого было шесть детей, среди них Мария, ставшая матерью В. И. Ленина.
При большом пожаре 1842 года дом не пострадал, а вся противоположная сторона Екатерининской улицы сгорела. После пожара преподавателей потеснили чиновники, поселился там и губернатор. В 1845 году дом выкупила казна, и он стал губернаторским. До революции 1917 года в доме успели пожить 17 губернаторов Пермской губернии. У губернатора Бернгарда Струве в 1870 году в этом доме родился сын Петр. Это был будущий видный деятель либерально-демократического движения, экономист и философ Пётр Бернгардович Струве.
Много всяких обитателей повидал дом и в советское время. Его длинная история не закончена. В 1995 году здание признано объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Этот дом является одним из лучших в городе каменным историческим зданием.
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Пермские районы: Исторический центр, Горки, Мотовилиха
Исторический центр Перми – это пара десятков прямоугольных, в соответствии с екатерининскими заветами, кварталов, ограниченных с востока рекой Егошихой, а с запада – парадным и бульварным Комсомольским проспектом.
Неплохо сохранившийся ансамбль дореволюционной застройки – не очень частый случай для Урала, где вообще в старину было совсем немного больших городов, а после революции тут активно сносили исторические здания.
Главная улица Ленина – с особняками, самой европейской в России трамвайной линией и самыми крутыми велодорожками.
В восточной части улицы Ленина – самые запоминающиеся здания.
В северо-восточном углу центра – Петропавловский собор 1750 г., самое старое города. – куда я не успел, к сожалению.
Некогда это была церковь Егошихинского медеплавильного завода, с которого, собственно начинался в 1720-е годы город.
Параллельно улице Ленина южнее проходит улица с неожиданным названием Пермская – пешеходная зона, без которой давно уже не обходится ни один уважающий себя мало-мальски крупный российский город.
А самой сохранной в плане исторической застройки улицей почему-то считается Сибирская, но я её толком не увидел.
Выше я упоминал, что основная часть Перми небогата парками; тем не менее, в историческом центре можно найти несколько скверов. Самый крупный – Театральный сквер, выходящий непосредственно на улицу Ленина.
Тут стоит и один из городских Лениных – ещё больше ни к селу ни к городу, чем обычно.
С севера к историческому центру примыкает железнодорожный вокзал Пермь I – исторически первый и главный городской вокзал, построенный в 1878 г. вместе с Горнозаводской железной дорогой, первым трансуральским железнодорожным маршрутом. Однако, в дальнейшем роль главной железнодорожной магистрали перешла к Северном ходу Транссиба, а роль главых железнодорожных ворот города – к вокзалу Пермь II, который построили в 1899 году на далёкой западной окраине города, и вокзал Пермь I стал просто остановкой электричек.
Вокзал Пермь I выходит на набережную Камы; в те времена, когда Горнозаводская железная дорога была островной, не соединённой с сетью железных дорог Российской империи, тут была практически кроссплатформенная пересадка на водный транспорт.
Сейчас на месте тогдашних пароходных пристаней находится Речной вокзал; сейчас, в отличие от дореволюционного и советского времени, в нашей стране практически нету регулярных пассажирских перевозок речным водным транспортом, и Пермь – не исключение. Речной вокзал был фактически заброшен и постепенно приходил в негодность, жизнь в нём вновь появилась в 2009 г. с организацией в его стенах пермского музея Современного искусства PERMM московским галеристом Маратом Гельманом. Это была одна из составляющих культурной модернизации Перми (вместе с трёхмерной буквой П и современными остановками наземного транспорта). Когда в Речной вокзал вселили музей Современного искусства, то это было проведено без ремонта здания; логично, что через какое-то время состояние здания стало ещё более аварийным, и музей переехал куда-то на бульвар Гагарина (западнее центра). А Речной вокзал вроде как продолжает разрушаться.
Монастырская улица, идущая от Перми I и Речного вокзала на запад – далеко не самая оживлённая улица центре, но в каком-то смысле самая культурная.
На ней, в доме проходчика Мешкова расположен пермский краеведческий музей (куда я не добрался), немного дальше – монументальное здание “Молотовугля” 1946 г. постройки (он же “дом со львами”), которое можно принять за дореволюционное.
напротив расположена одна из небольших зелёных зон центральной части Перми – сквер им. Решетникова над Камой с довольно выразительным памятником героям Гражданской войны.
ещё метрах в 300 западнее – пермский зоопарк, а ещё немного дальше Соборная площадь. Вероятно, некогда она была одной из главных площадей Перми; сейчас жеона не очень оживлённая, это пешеходная зона и культурный центр.
Значительную часть площади занимает сквер им. Мамина-Сибиряка;
тут находится Преображенский собор, в прошлом кафедральный, а теперь – картинная галерея
ещё есть Николай Чудотворец, глядящий на Комсомольский проспект
В отличие от Перми I, Соборная находится не на нижней, а на верхней камской набережной.
На нижнюю набережную можно спуститься по довольно монументальной лестнице – которая, впрочем, упирается в рельсы идущей над рекой Горнозаводской железной дороги и вынуждена смениться узким пешеходным тоннелем.
Занятно, что только в районе Соборной площади я обратил внимание на пермские туристические маршруты – в данном случае это была Зелёная линия, соединяющая основные исторические достопримечательности центра Перми. Есть ещё Красная линия, проходящая мимо 16 пермских зданий, каждое из которых связано с какой-нибудь романтической историей.
Я слишком поздно узнал об этих маршрутах, по своему обыкновению самостоятельно составляя себе примерную последовательность осмотра города; честно говоря, это было довольно обидно. Практически нигде в нашей стране встретить таких внятных и простых в пользовании туристических маршрутов – в Перми красная и зелёная линии просто нарисованы на тротуарах, у всех достопримечательностей установлены таблички. Очень рекомендую.
На востоке исторического центра его правильная прямоугольная планировка немного нарушается, несколько параллельных улиц сходятся под острыми углами; это место называется Разгуляй.
Впрочем, там осталось немного исторического.
Хотя вот ещё есть “сквер в Разгуляе” с памятником Василию Татищеву, основателю Перми; кроме Перми он успел основать ещё Екатеринбург и Ставрополь-на-Волге (Тольятти).
Восточнее исторический центр ограничивает река Егошиха, самая значительная из внутренних пермских рек – ведь именно у слияния Егошихи и Камы был построен тот самый медеплавильный завод.
Но завод закрылся ещё в конце XVIII века по причине истощения месторождений, даже заводского пруда не осталось; но похожая на плотину Северная дамба по-прежнему соединяет старый город с Горками.
Горки – современный район на холме (так что название вполне логично), его облик определяют пятиэтажки 1950-х – 1960-х годов; он относится к Мотовилихе в её максимальном охвате.
Когда Мотовилиха была отдельным заводским посёлком, потом городом, то Горки были периферией, территорией без сплошной застройки между губернской чиновничьей Пермью и пролетарской Мотовилихой.
Мне показалось, что Горки – самый “обычный” район Перми; на его улицах сложно понять, в каком российском городе ты находишься.
Центр Горок – площадь у цирка, там от исторически главной городской магистрали вокзал Пермь II – Мотовилиха отходит улица Крупской (переходящая потом в бульвар Гагарина).
Горки – не самый высоко расположенный район Перми; однако, он самый высокий из расположенных в непосредственной близости от центра. Видимо, по этой причине в Горках расположена главная и самая высокая из пермских телевышек (полноценной телебашни в городе нет).
Кроме того, Горки – один из главных районов высотного строительства в Перми; учитывая то, что Пермь по этому показателю неожиданно находится на одном из первых мест в стране, это что-то да значит.
За Горками, в долине, где речки Большая Мотовилиха и Ива впадают в Каму совсем рядом друг с другом, находится собственно Мотовилиха.
Мотовилихинский завод был основан в 1736 г., примерно через десятилетие после давшего начало Перми Егошихинского завода. Мотовилихинский завод тоже был медеплавильным, но ему повезло больше, чем закрытому уже через несколько десятилетий Егошихинскому; уже в конце XVIII века рядом с медным появилось оружейное производство. В конце XIX века медеплавильный завод всё же был остановлен, но к этому времени в Мотовилихе уже работала первая на Урале мартеновская печь.
Рабочая Мотовилиха в какой-то степени противостояла купеческой чиновничьей Перми, особенно ярко это проявилось во время первой русской революции 1905 года, когда здесь произошло настоящее восстание.
Центр Мотовилихи, застроенный двухэтажными каменными домами, атмосфернее и необычнее старой Перми: если старая Пермь с некоторыми поправками похожа на исторический центр российского губернского центра, то старая Мотовилиха неотличима от центра типичного уральского города-завода, что более необычно для человека из Европейской России.
В Старой Мотовилихе едва ли не больше достопримечательностей, чем в центре Перми: музей Мотовилихинского завода с большой экспозицией вооружений;
посвящённый восстанию 1905 года музей-диорама, дворец Ленина (ДК Мотовилихинского завода), гора Вышка с памятником.
Но у меня было ещё меньше времени, чем обычно – я опаздывал на электричку в Чусовой, и поэтому из Мотовилихи я увидел только западный кусок улицы 1905 года с ближайшими окрестностями.