arslogistik.ru

Город Хабаровск — история, климат, экология, недвижимость, достопримечательности

В каком районе Хабаровска воздух чище

Дышать в краевой столице стало легче. Об этом говорят в хабаровском Центре мониторинга загрязнений окружающей среды. Более того, самым чистым, по данным специалистов, можно считать Индустриальный район. Вопреки сложившемуся у многих горожан мнению об «экологичности» северной части города, пробы воздуха говорят об обратном. Хотя специалисты сразу предупреждают: на все острые вопросы дать исчерпывающий ответ они не могут, решения и выводы из накопленных профессионалами данных должны делать в кабинетах власти.

Экология города Хабаровска: чем мы дышим?

— Качество воздуха в Хабаровске за последний год улучшилось. Если по итогам 2016 года загрязнение атмосферы характеризовалось как «высокое», то по данным 2017 года — лишь «повышенное». Это очень хороший показатель для такого города как наш, — сразу рушит стереотипы начальник Центра мониторинга загрязнений окружающей среды ФГБУ «Дальневосточное УГМС» Татьяна Гусева.

Татьяна Гусева показывает аппарат для забора воздуха.

Оказывается, основными источниками загрязнения воздуха в Хабаровске является городская пыль и выхлопные газы. Формальдегид, диоксид азота и взвешенные вещества — самые часто встречающиеся примеси. По ним чаще всего и наблюдаются, как утверждают специалисты, «единичные случаи» превышения гигиенических норм.

По словам экспертов, в краевом центре в последнее время все же наблюдаются предпосылки по ухудшению качества воздуха. Причина — в увеличении количества ароматических углеводородов. Эти вещества — результат деятельности различных видов нефтепроизводства, а также работы автостоянок, заправок, словом всего, где присутствует бензин и другие нефтесодержащие продукты.

— По отношению к предыдущему году концентрация этих веществ в городе увеличилась в четыре-пять раз, — говорит Татьяна Гусева. — Это очень тревожно, так что возможно в скором времени это может повлиять на класс загрязненности воздуха.

Но в целом все не так плохо, полагают специалисты центра. Если не брать в расчет единичные случаи с неприятным запахом, которые то и дело случаются в краевом центре и на который жалуются горожане. И пока органы надзора ищут виновных и разводят руками, эти жалобы остаются без ответа. А вот с точки зрения науки в Хабаровске можно дышать полной грудью без опасения получить отравления выхлопными газами. И это подтверждается многолетними данными.

Станции по забору воздуха в Хабаровске расположены по улице Воронежской, 52, на Забайкальской, 10 и Архангельской, 20, а также на перекрестке Карла Маркса — Синельникова.

Интересно, что в каждом районе дышится по-разному.

Каждому району свой «аромат»

Многие горожане привыкли думать, что северная часть города более экологична. Дескать, здесь и вода лучше, и воздух чище. Но специалисты «Центра мониторинга загрязнения окружающей среды» развенчивают этот миф и приводят данные, что загазованность Северного ничуть не меньше, чем в центре краевой столице. А в некоторых местах даже выше.

— В северной части города расположен нефтезавод, газораспределительная станция, вагонно-пассажирское депо, все они тоже влияют на содержание вредных примесей в воздухе, — объясняет мне Татьяна Гусева.

Чище всего, по данным исследований, оказался, как это ни странно, воздух в Южном микрорайоне.

— Крупных предприятий в Южном микрорайоне почти не осталось. Когда то здесь интенсивно работали и птицефабрика, и рубероидный завод, и завод МЖК. Сейчас такого производства там нет, откуда там может быть уровень загрязнения выше, чем в Северном? Сегодня из крупных предприятий в Индустриальном районе осталась только ТЭЦ, но такая же станция есть и в северной части города, так что, по большому счету, их влияние на атмосферу одинаково. Нет никаких предпосылок говорить о том, что выбросов загрязняющих веществ в атмосферу там больше, — полагает Татьяна Гусева.

Слева новый фильтр, а с права фильтр с одного из постов по забору воздуха в Хабаровске. За 20 минут на нем накопился видимый осадок.

Подтверждают слова эксперта данные лабораторных исследований − самые низкие ежесуточные и ежемесячные концентрации веществ наблюдаются именно в Индустриальном районе.

— Одна из наших станций наблюдения находится на улице Архангельской, это район Пятой площадки. Уровни формальдегида, диоксида азота, взвешенных веществ там гораздо ниже, чем на пунктах забора по улице Воронежской и на «северной станции» на улице Забайкальской, — продолжает наш собеседник.

Анализируя данные со всех четырех станций по забору воздуха (а они есть в свободном доступе на сайте гидрометета khabmeteo.ru — Прим. Авт.), можно сделать вывод, что больше всего загазован воздух в Центральном (ул. Карла Маркса) и Железнодорожном районах (ул. Воронежская).

— Но мы не выделяем каждый район в отдельности, у нас нет такой задачи. Мы исследуем состояние воздуха в целом по городу. Наши станции расположены в четырех разных районах и по результатам проб можно сделать вывод, что в конкретный день в каком-то районе показатели были выше или ниже, — уточняет начальник центра.

Любопытно, с точки зрения такого дилетанта как я, различается хабаровский воздух все же не только по районам, но и по сезонам. Нельзя однозначно сказать, что, к примеру, летом или зимой в городе дышится легче, в каждое время года есть свои больные точки.

Зимой, главным загрязняющим веществом является бензпирен — результат работы отопительных систем. А летом на первое место выходят формальдегид, азотсодержащие соединения — это продукты жизнедеятельности города, работы канализации, а также выхлопные газы. По весне в ежедневных сводках лаборатории то и дело встречается повышенное содержание взвешенных веществ, попросту говоря, пыли.

— Состав воздуха очень меняется от времени года, одни показатели зимой снижаются, другие наоборот увеличиваются. Уровень формальдегида растет именно летом, этому способствует солнечная активность, зимой его меньше. Но в холодное время года мы чаще находим в воздухе бензпирен. Вещество первого класса опасности, продукт горения и постоянный спутник отопительного сезона. Печи, котельные, подстанции дают его прирост. И эта проблема характерна не только для Хабаровска, но и для всей страны, — объясняет эксперт.

Кто портит воздух в Хабаровске?

В «Центре мониторинга загрязнений окружающей среды» предупреждают: не в наших полномочиях выяснять, кто загрязняет атмосферу в Хабаровске, этим занимаются другие контролирующие ведомства. Поэтому об этом даже не спрашивайте. Специалисты лаборатории лишь определяют, что именно содержится в воздухе и в каких концентрациях.

— Промышленные предприятия уже давно не дают значительного выброса, да и немного их в городе осталось. А вот увеличение количества транспорта и в связи с этим автомобильных заторов влияет очень значительно, — объясняет наш эксперт. — Об этом говорят и данные статистики: количество загрязнений от транспорта возрастает с каждым годом, тогда как число промышленных выбросов становится меньше.

Поэтому основным источником загрязненности воздуха в Хабаровске эксперты считают автомобили. Это и подтверждают анализы — диоксид азота, формальдегид и бензпирен постоянные «гости» хабаровского воздуха.

В 2017 году в Хабаровске насчитывалось более 200 тысяч автомобилей. Согласно этим данным, машина есть у каждого третьего горожанина.

Уже научно доказано, что автомобили на холостом ходу делают значительно больше выбросов в атмосферу. А значит там, где машины стоят в пробках или перед светофорами, концентрации вредных веществ будут выше, чем вдоль автомобильных развязок или трасс с интенсивным, но безостановочным движением.

В этом отношении очень показателен в Хабаровске уличный перекресток Большая — Воронежская. Здесь установлен один из пунктов забора воздуха и практически ежедневно наблюдаются наибольшие значения концентраций формальдегида, диоксида азота и взвешенных веществ. А вот вывод из этих данных, которые добросовестно поставляют специалисты, должны делать другие люди.

И не обязательно высокопоставленные чиновники. Может быть, предполагаю я наивно, это будут и простые хабаровские автомобилисты, которые, к примеру, решат сделать выбор в пользу более экологичных видов транспорта?

Журналист газеты “Хабаровский Экспресс”. Пишет о насущных проблемах горожан, заботливых родителей и хабаровских автолюбителей.

Сайт Хабаровска / Новости Хабаровска

Не воздух стал чище, это нормы снизили.

Одним из главных источников загрязнения атмосферы в городе являются выхлопные газы автотранспорта (их вклад в суммарный выброс – 63 процента).
В Центральном округе промышленных предприятий нет, а вот рельеф для рассеивания вредных веществ неблагоприятный: подъемы, светофоры, неширокие улицы, много офисных зданий, а значит, и парковок…

Поэтому в квартирах домов, расположенных вдоль «красной линии», уровень загрязнения воздуха повышен. Есть, конечно, в центре глухие дворы, где много зелени и неплохой воздух. Но разве есть дворы, где мало машин? Слабо утешает даже то, что выхлопы от них локальны (значит, ареал распространения невелик). Это показывают наблюдения.
В Северном и Южном округах, как и в Центральном, также проводились наблюдения за загрязнением воздушного бассейна.

Конечно, высокий уровень загрязнения зависит еще и от метеоусловий. На него влияют штили, туманы, направление ветра. Понятно, что если он дует со стороны улиц с интенсивным движением, то выхлопные газы угрожают людям. Особенно в январе-феврале и июле-августе. И хотя сильные перепады температуры хорошо «перемешивают» воздух, человек не чувствует себя комфортно в нашем резко континентальном климате. Ну, а что касается выхлопных газов автомобилей, то и в этих округах их концентрация достаточно высока.

Лишь в Северном уровень загрязнения атмосферного воздуха значительно ниже, чем, допустим, на ул. П. Морозова. Кировский и Краснофлотский районы всегда считались самыми чистыми районами – промышленных предприятий мало, и рельеф таков, что продувается он всеми ветрами.

Дело еще и в том, что сами нормы стали другими. Раньше такое содержание азота в воздухе, как сейчас, считалось превышающим нормы в два раза, а сегодня – в ее пределах…. Почему это произошло? В окружающую среду вмешалась… политика, пресловутый Киотский протокол.

С окислами азота, к примеру, бороться трудно – численность транспорта в городе растет. Но разве на автомобилях у нас ставят катализаторы, поглощающие вредные выхлопы? Нет, выпуск таковых не налажен. Поэтому чем бороться с выхлопами, может, проще снизить требования?

Хотя не все так плохо: по сравнению с прошлыми годами в воздухе уменьшилось содержание пыли. Многие предприятия просто-напросто прекратили свое существование. А те, что работать продолжают, переходят на новые технологии.Уменьшилось и количество в воздухе таких специфических веществ, как аммиак, сероводород, фенолы.

Уже несколько лет назад на наших заводах стали контролировать выпуск бензина: добавки тетраэтилсвинца запрещены. Результат налицо: превышение нормы свинца в атмосфере Хабаровска не регистрирует ни один стационарный пост, в Комсомольске-на-Амуре тоже.

А как следят за атмосферными выбросами соседи? В городе-побратиме Ниигате меры принимаются куда как серьезнее. С 70-х годов вдоль автомагистралей установлены измерительные станции, наблюдающие за концентрацией вредных веществ. Сегодня японцам покупать выгоднее экологичные машины – электромобили, автомобили с низким потреблением топлива. Купишь такую – снижается налог (и при покупке, и ежегодные налоговые ставки ниже).

Ну, а старые машины куда? Само собой, за рубеж…

В Японии ведется разъяснительная работа с населением. Например, когда призывали водителей служебных автомобилей воздержаться от холостой работы двигателя на стоянке, учредили городской совет по экологии, изготовили 190 тысяч самоклеящихся листовок с призывами и провели кампанию: «Каждый житель умеет самостоятельно выключать работающий на холостом ходу двигатель…».
В общем, с 2005 года меры по защите атмосферы, применяемые в Японии, считаются самыми жесткими в мире.

Меньше знаешь, лучше спишь?

Впрочем, у горожан есть и еще одна причина для беспокойства. Например, недавно правительство Москвы приняло решение проверять на радиоактивность все материалы, используемые в строительстве. Причем не только отделочные – кафельную плитку или натуральный камень, но и сантехнику. А как же? Даже унитазы бывают радиоактивными! В Барнауле задержали недавно партию таковых.

Как обстоят дела в Хабаровске? По-разному. Представьте, самым благоприятным районом по наличию радона, например, оказался. Южный округ. Местность здесь плоская, постоянные ветры рассеивают скопления вредного газа, да и здания относительно новые, дворы широкие.

А вот в Центральном и Северном округах ситуация острее: они находятся в зоне геологического разлома, который идет вдоль берега Амура. Здесь из глубин земли по микротрещинам на поверхность поднимается радон – радиоактивный газ, продукт распада цезия-226. Он тяжелее воздуха, но все же из недр стремится вверх. Вообще-то газ рассеивается, но если на его пути оказываются строения, то он скапливается в подвалах и на нижних этажах зданий.

В 90-е годы специалисты «Радона» и «Таежгеологии» проводили обследование территории города на выявление радиоактивных источников. Чего только не находили! В Южном, где военные, покидая части, по обыкновению бросали массу ненужных им приборов. В Центральном районе – даже на Амурском бульваре – находили радиоактивные образцы породы (видимо, кто-то привозил их на исследования, потом за ненадобностью выбросили). На Красном Яре находили приборы со светомассой постоянного действия: зримые плоды оборонки (там работает завод, ремонтирующий авиатехнику).

В те годы «Радон» и комитет экологии составляли совместную программу: необходимо проверить территории всех военных частей, которые передаются местным властям. Даже реестр этих частей был составлен. Зря старались! Программа так и не была принята.

Вот уже несколько лет территорию города на предмет наличия источников радиоактивного излучения никто не обследует. ФГУП «Хабаровский специализированный комбинат «Радон» работает по договорам: вам надо что-то проверить – подписываем договор.

Но это не значит, что в городе все спокойно: нет-нет, да и случаются опасные находки. Например, недавно на месте строительства нового ледового дворца спорта «зафонило». По заданию министерства строительства специалисты «Радона» обследовали стройплощадку. И обнаружили пять точечных и один площадный (около 500 кв. м) источников радиации. В незапамятные времена здесь базировались склады авиационной армии. О находке «Радон» сообщил заказчику и в МЧС, дело закрутилось: военные извлекли источники излучения (а это отработанные армейские приборы, компасы и пр., содержащие фосфор). Все они отправлены на утилизацию и захоронение.

Да разве это единичный случай? В том самом «благополучном» Южном напротив продуктового рынка собираются строить микрорайон на 10 тысяч человек на месте бывшего военного городка. Специалисты «Таежгеологии» здесь разбраковали, как они говорят, несколько аномалий, изъяли источники. Изъяли не все – работу они не закончили, военные им тогда не дали изучить всю территорию. Ну, а сегодня сюда уже завозят стройматериалы, хотят возвести микрорайон. Можно надеяться, что городские власти этого не допустят без полного обследования? Точно известно, что при строительстве новых домов в городе площадка обязательно обследуется как Роспотребнадзором, так «Радоном» и экологами.

В состав выхлопных газов автомобилей входит до 200 компонентов вредных веществ: оксид углерода, окислы азота, формальдегиды, диоксид серы (основные). Очень токсичен оксид углерода (причина не только в растущем количестве машин, но и в лесных пожарах). Раздражающе действуют на дыхательные пути диоксид азота, на центральную нервную систему – формальдегид, вдыхание воздуха с диоксидом серы ведет к воспалению легких.

Маршрутные наблюдения в Хабаровске осуществляются с использованием спецмашины передвижной лаборатории «Атмосфера-11». Есть и стационарные пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: на углу улиц Синельникова – К. Маркса, в районе нефтезавода на ул. Забайкальской, на перекрестке Воронежского шоссе и ул. Большой, в Индустриальном районе на ул. Архангельской. Четыре раза в сутки отбирают на этих постах пробы воздуха, лаборатория делает их анализ, и трижды в неделю выпускается «Экологический бюллетень».

Если вы хотите узнать радиационную обстановку на работе или дома, так сделать это проще простого. Пригласите специалиста «Радона» по тел. 36-41-57.
Разумеется, не бесплатно: стоимость услуги складывается из расценок оплаты работы дозиметриста и расходов на транспорт. Цена работы зависит от исследуемой площади.
Ну, а если хотите проверить сами, то для этого нужен дозиметр. Его можно приобрести в ЗАО Научно-производственное предприятие «ДОЗА» в Москве, стоимость ориентировочно от 10 тысяч рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector