Исторические здания воронежа
Архитектурный гид: 5 самых старых зданий в Воронеже
Воронеж был основан в 1586 году, но в то время строили только деревянные дома, поэтому они не сохранились до нашего времени. Каменные постройки начали возводить только в XVII веке — первой считается колокольня Алексеево-Акатова монастыря, которая стоит до сих пор. Редакция Даунтаун рассказывает об истории пяти самых старых домов в Воронеже: кем были их владельцы, что с ними происходило за эти годы и в каком они сейчас состоянии.
Дом Гарденина
Год: 1720—1740 годы
Адрес: переулок Фабричный, 10, 12
Усадьба Гарденина (переулок Фабричный, 10) — самое старое жилое строение в городе. Ее построил богатый фабрикант Потап Гарденин в 1720–1740 годах на окраине того Воронежа, а сейчас это самый центр — нужно спуститься по улице 20-летия ВЛКСМ вниз, а затем завернуть на переулок Фабричный и пройти до конца. Семья Гардениных жила в доме недолго — уже в начале ХIХ века в нем жила семья дворянина Т.С. Бородина, а в 1858 году он поступил в казну. После в нем сделали помещение для арестантской полуроты, поэтому в народе его называли «Полуротка». В 20-е годы прошлого века постройку разделили на 35 квартир — он был жилым до начала 2000-х, когда здание признали аварийным и жильцов расселили. Сейчас здание выглядит так, будто его начали сносить, но передумали, — у него нет окон, входы завалены, крыша обвалилась, а вокруг лежат горы мусора. Если не знать его историю, на нем даже не захочется останавливать взгляд — настолько непримечательным оно стало. Но рядом есть второй дом Гарденина (переулок Фабричный, 12), который младше первого всего на 20 лет. Это небольшое здание с необычными украшениями над окнами в виде раковин с жемчужинами — такого декора в Воронеже больше нет. Дом расселили только в 2015 году, поэтому сохранился он гораздо лучше. Раньше в нем был больничный корпус, воспитательный дом, богадельня и дом инвалидов. Во время войны здание было разрушено и восстанавливалось по старым фотографиям, без чертежей.
Дом купца Сахарова
Год: первая половина XVIII века
Второе по старшинству здание в Воронежа — Усадьба купца Сахарова (Цурюпы, 5). Оно сохранилось гораздо лучше, чем дом Гардениных, потому что стоит на территории воинской части и до сих пор используется. Из-за секретности не у каждого получится хорошенько рассмотреть постройку — через забор можно увидеть только второй этаж и выпирающую часть здания (ризалит) с имитациями колонн (пилястрами) и треугольным фронтоном над ними. Дом уже не первое столетие находится на территории военных объектов. В середине XIX века усадьбу сдавали под казармы батальонов кантонистов (юношей, воспитывающихся для военной службы), а в 80-е годы ее купила городская управа и использовала для военного постоя.
Музей «Арсенал» (Цех суконной фабрики Гардениных)
Год: первая половина XVIII века
Адрес: Степана Разина, 43
Музей «Арсенал» — самый ранний в Воронеже памятник промышленной архитектуры, который не воспринимаешь как очень старый. Его построил внук Потапа Гарденина, Иван Гарденин, как цех суконной фабрики. Однако в начале XIX века дела на фабрике шли плохо, поэтому в 1812 году ее передали коммерции советнику Лиону. Через три года Лион пожертвовал его для сиротского военно-учебного заведения — школы кантонистов, а в середине века в здании сделали склад оружия. Тогда к нему пристроили передний фасад с портиком, заложили часть окон, прорубили новые дверные проемы и начали называть «арсеналом». Затем в XX веке в доме была казарма, галетный завод, склад и только в 1979 году его отдали Краеведческому музею. Здание узкое, но сильно вытянутое. Как уже говорилось, постройка относится к простой промышленной архитектуре, но в нем прослеживаются черты барокко — по бокам стены украшают пилястры, а выступающий карниз украшен фронтонами и барельефами на военную тематику и стоит на колоннах.
Усадьба Тулинова-Вигеля
Год: 1750—1760 годы
Адрес: Вайцеховского, 2/4
Усадьбу Тулиновых начали строить в 50-е года XVIII века, но все последующие владельцы перестраивали и добавляли к дому что-то свое. Изначально усадьба принадлежала фабрикантам Тулиновым и передавалась по наследству, но после смерти театрального мецената Н.И. Тулинова здание перешло его племяннику Филиппу Вигелю — с его именем связано самое распространенное название дома. Сам Вигель завещал имение губернскому земству с просьбой, чтобы в нем организовали бесплатную женскую больницу для неимущих. В годы Великой Отечественной войны усадьба была практически разрушена и ее пришлось отстраивать заново. Дом больше всех остальных старинных зданий в городе напоминает роскошный дворец, хотя сейчас он в плохом состоянии. Из украшений сохранились цветочные орнаменты и барельефы в виде женских голов — не изящных муз, а пухлых девочек. Постройка зажата между безликим земским корпусом начала XX века с юга и узкой больничной пристройкой середины XX века с севера.
Здание Мещанской управы (дом Савостьянова)
Год: 1760—1770-е годы
Адрес: Плехановская, 3
Здание Мещанской управы, которое по архитектурному и цветовому решению выделяется на фоне других строений в Воронеже, изначально было построено как жилой дом купца-фабриканта Семена Савостьянова. В то время это было первое трехэтажное здание в городе. По одной из версий, высказанной искусствоведом Георгием Лукомским в 1914 году, проект постройки разработал известный архитектор ХVIII века Антонио Ринальди — автор Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Однако официального подтверждения этой идеи не нашли. У здания богатые украшения, характерные для барокко и рококо — окна размещены равномерно, поделены лопатками-пилястрами и над каждым есть декоративные элементы. За все время в доме успели побыть сиротский и совестный суды, городская дума, богадельня и даже ломбард. В 1894 году в левом крыле здания открыли губернский музей — это был первый музей в городе, на его открытии присутствовала принцесса Ольденбургская. С 1984 года в здании находится литературный музей имени И.С. Никитина.
Источники
Город через столетие. Век нынешний и век минувший. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2014. — 216 с.
Старов И.Е. Начало большого Воронежа: в 2 т. / И.Е. Старов, Н.Н. Иевский, Д. Кварнеги. — Воронеж, Альбом, 2010.
Шулепова А.Э. Историко-культурное наследие Воронежа / А.Э. Шулепова, Е.Н. Чернявская, Т.С. Старцева. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. — 576 с.
Легенды Воронежа. Дом Гардениных – самый старый в городе
Спецпроект РИА «Воронеж» о городских достопримечательностях.
Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – здание в переулке Фабричный, 10, известное как дом Гардениных – самый старый жилой дом города. С ним связаны предания о чудесном явлении святителя Митрофана. Любители старины до сих пор пытаются проникнуть в подземные тоннели здания.
Фамилия Гардениных – одна из самых известных в дореволюционном Воронеже. В 1720 годах семейство купцов Гардениных стало одной из первых воронежских промышленных династий. Гарденины занимались производством сукна. Во времена Петра I Потап Гарденин был владельцем первого каменного дома Воронежа. Однако семейству пришлось переселиться, когда царь приказал освободить берег реки для строительства флота.
Под новый дом Потап Гарденин выбрал место на тогдашней окраине города – холм над Чернавским логом. На холме располагались цеха суконной мануфактуры, рядом фабрикант построил новый каменный дом для своей семьи.
Время появления домов усадьбы Гарденина долгое время оставалось для краеведов загадкой. Вплоть до последних десятилетий ХХ века первым и самым старым считался дом №12 по нынешнему переулку Фабричный.
Историки были уверены, что полутораэтажное здание построено в 1735-1746 годах, а соседнее двухэтажное – в 1760-х. И только в 1980-х версию поставили под сомнение. Краевед Павел Попов, изучив кирпичную кладку здания и архивные планы города, доказал, что именно дом №10 является самым старым из жилых домов Воронежа.
Потап Гарденин построил его в 1720-1740 годах. Будучи одним из самых богатых и влиятельных людей города, Гарденин решил заложить рядом церковь. В 1746 году он умер. Храм достроили и освятили уже после его смерти.
Место для усадьбы Гарденин выбрал прекрасное. Отсюда, с холма, открывался чудесный вид на реку Воронеж, луга. Вскоре поблизости появилась и церковь. Рядом были сады, неподалеку – цеха гарденинских фабрик, самый известный из них – современный «Арсенал»
Ольга Рудева
краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком».
Потомки Потапа Гарденина расширяли основанную им усадьбу. В 1750-1760 годах неподалеку они построили еще один дом – полутораэтажный. На рубеже 1760-1770 годов владельцы, следуя моде того времени, позаботились о роскошных украшениях здания. Главной изюминкой стали большие раковины с жемчужиной, расположенные над окнами. Такого декора в Воронеже больше нет.
Старый гарденинский дом был более скромным. Владельцы то и дело расширяли и видоизменяли его, делали или сносили пристройки. Однако здание до сих пор остается одним из немногих образцов барокко в Воронеже.
Гарденины в последней четверти XVIII века полностью переехали в новый дом усадьбы, а в старом разместили ткацкое производство.
В 1810-х Яков Гарденин закрыл мануфактуру и продал часть зданий. «Старый» дом приобрел дворянин Бородин, сделавший несколько пристроек в стиле классицизма. Так здание получило странный и необычный облик, в котором сочетались детали разных времен и стилей. «Новый» дом стал собственностью Приказа общественного призрения.
В 1840-х всю Гарденинскую усадьбу занимали социальные учреждения. В «старом» доме новый хозяин, городской голова Иван Нижегородцев устроил школу кантонистов – военнообязанных солдатских детей. В здании поставили множество перегородок, сделали больше печей. В «новом» доме разместили больницу, в соседних зданиях бывшей фабрики устроили инвалидный и воспитательный дома.
В 1858 году, после передачи усадьбы Нижегородцева в казну, в ней разместили полуроту военных арестантов. Так появилось второе название, под которым самый старый дом известен в Воронеже – Полуротка. В последних годах XIX века здание передали под арестантское исправительное отделение. Старейшую часть дома, которой не коснулись преобразования, отвели под домовую церковь в честь святителя Митрофана.
Имя святого неслучайно связывают с самым старым зданием Воронежа. Со времен Гардениных сохранилась легенда.
– Якобы один из потомков Потапа Гарденина попросил художника срисовать со старой иконы лик Митрофана, объяснив, что ее писали еще при жизни святого. Но икона была настолько стершейся, что разглядеть портрет Митрофана было невозможно. Художник, не зная, что ему делать, пошел за советом в церковь. Батюшка ответил ему: «Берись за работу, Митрофана ты увидишь наяву или во сне». И действительно, художнику приснился Митрофан. Художник написал икону, и потом с нее лик святого копировали многие другие, – рассказала Ольга Рудева.
После революции оба старинных дома оказались на грани уничтожения. С дома №12 стали отваливаться раковины с жемчужинами, в доме №10 на стройматериалы растащили даже внутренние стены. Спасла старинные здания случайность. В начале 1920-х рабочий железнодорожных мастерских Мироненко бродил по городу в поисках жилья и нашел пустую Полуротку. Он поставил перегородку, печку и остался жить. Так поступили многие из его коллег, и роскошный дом бывшего фабриканта стал многоквартирным жильем для рабочих. Только в 1927 году к благоустройству подключились городские власти. Они сделали перепланировку на 35 квартир и ремонт в них. Спасли от разрушения и дом №12, в то время все еще считавшийся самым старым в городе.
Сегодня здания Гарденинской усадьбы – под угрозой полного исчезновения. В начале 2000-х дом №10, признанный аварийным, расселили. С тех пор он стремительно разрушается.
В доме несколько раз происходили пожары, после очередного обвалилась часть крыши. Все входы в подвалы и подъезды завалены мусором.
Потихоньку рушится и старый кирпич, на котором можно рассмотреть фирменные клейма.
Вокруг здания то и дело проваливается земля, открывая ямы или части подземных тоннелей. Старожилы утверждают, что от дома Гарденина во все стороны – к цехам и реке Воронеж – расходятся подземные ходы. Диггеры не раз предпринимали попытки исследовать их, однако неизменно упирались в старую кладку или каменные завалы.
Дом №12, признанный аварийным, также пустует. Но так как люди жили в нем вплоть до 2015 года, он находится в гораздо лучшем состоянии.
Защитники архитектурного наследия уже много лет бьют тревогу, опасаясь, что самый старый дом Воронежа окончательно разрушится. Единственное, чего удалось добиться, – передачи Тихвино-Онуфриевской церкви участка земли Гарденинской усадьбы.
На самой старой части дома №10 верующие повесили табличку с напоминанием о домовом храме святителя Митрофана и небольшую икону. Краеведы, верующие и местные жители надеются, что самый старый жилой дом Воронежа спасут и сохранят.
Исторические здания города Воронежа
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исторические здания города Воронежа начала XX века.
Михаил Николаевич Замятнин. Воронежский архитектор, представитель модерна. С марта 1911 года до конца 1918 года городской архитектор Воронежа Родился:27 мая 1877 г. Умер:22 сентября 1929 г. (52 года).
Здания Воронежа ,построенные по проектам архитектора М.Н.Замятнина
Стиль модерн появился в конце 19 века и довольно быстро вошел в моду. Этот стиль характеризовался яркими формами и большим количеством украшений. Модерн давал простор для творческой фантазии и требовал большого внимания к деталям и отдельным элементам. В архитектуре модерн больше всего использовался при проектирование жилых и общественных зданий. Фасад стиля модерн одновременно напоминает формы природы и свободное выражение творчества самого художника. Для оформления фасада используются декорированные элементы – галереи с балюстрадами, галереи, балки деревянные, грубые и гладкие. Так же используется различная отделка, лестницы, террасы. Различные украшения на окнах и стенах. Архитектура в стиле модерн приветствует металлические перила и маршевые лестницы, ограждения на балконах. Все элементы декора оформляются орнаментами вьющихся водорослей, женскими головами с длинными волосами или же львиными головами. Модерн имеет переплетения с некоторыми другими стилями, средневековым или восточным, откуда позаимствовал – башенки, эркеры и арки.
Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница. Воронеж, ул. Революции 1905 г., 22. .
Воронежский музыкальный колледж им.Ростроповичей, пр.Революции,д.41
Проспект Революции, д. 56, здание кинематографа
Большая Манежная, д. 13. Казарма 25-го пехотного Смоленского полка имени генерала Н.Н. Раевского.
улица Орджоникидзе 41, здание Дворянского и крестьянского банка.
Здание Волжско-Камского банка — административное здание в Воронеже. Плехановская улица, 10.
Жилые дома на улице Никитинской и Комиссаржевской.
На улице Алексеевского до наших дней сохранился собственный дом архитектора Замятнина. Знаменитый дом с совой.
Воронеж. Гостиница «Бристоль» Адрес: Проспект Революции (улица Большая Дворянская), 43 Архитектор: М.Е.Фурманов Годы строительства: 1909-1910 годы Стиль: Модерн
ааа «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I». Архитектор А.И.Дитрих. Стиль барокко
Дом Вяхиревых ул. Плехановская, 16. 1904 год. Стиль: эклектика. . Дом был построен по проекту техника Стрельцова. В архитектуре эклектика – это смешение барокко, ренессанса и классицизма. В эклектике использовали новые для того времени материалы: фигурный красный кирпич, железобетон, чугун, большеразмерное стекло. История эклектики в архитектуре начинается с периода, когда авангардисты в поисках нового и необычного начали сталкиваться с проблемой, что все уже создали и придумали до них. В итоге возникла мода на совмещение уже существовавших ранее вещей и добавления чего-то своего. Так мир узнал о новом стиле – эклектика.
3 исторических здания на площади Ленина в Воронеже
Расскажем* о некоторых исторических зданиях на площади Ленина в Воронеже. Эти здания находятся рядом с Кольцовским сквером.
1. Дворец бракосочетания
Первоначально одноэтажное здание построено в начале 80-х годов 19-го столетия для Воронежского коммерческого банка по проекту известного воронежского архитектора Мысловского. Банк был открыт 21 мая 1873 года. Его учредила наиболее активная часть воронежского купечества во главе с Иваном Клочковым, он же стал и первым директором.
В 1917 году деятельность Воронежского коммерческого банка была прекращена, а здание передано Государственному банку. В 1934-1935 годах надстроены три верхних этажа по проекту, разработанному видным воронежским зодчим Троицким, который подчеркнул в декоре главного фасада черты классицизма. В здании разместился Промышленный банк.
После Великой Отечественной войны здание занимали различные учреждения. В 1973 году на первом этаже открылся городской Дворец бракосочетания.
2. Воронежская филармония
Здание было построено в 1900-х годах. В начале 19 века здесь находился электротеатр «Тауматограф», один из первых воронежских кинотеатров. Первоначально небольшие размеры (правая часть здания) в 1915 году были значительно расширены за счет сооружения с левой стороны пристройки в стиле модерн, ставшей композиционным центром здания. После реконструкции электротеатр, рассчитанный на 286 мест, стал называться «Кино». В 1930 году театр «Кино» стал первым в городе звуковым кинотеатром. Вскоре его переименовали в кинотеатр «Комсомолец», и он носил это название вплоть до Великой Отечественной войны. Кинотеатр — одно из первых восстановленных зданий разрушенного войной города.
Уже в 1943 году для показа кинофильмов он был отстроен заново с сохранением дореволюционного фасада. До 1961 года здесь располагался Театр музыкальной комедии, на базе которого был создан Музыкальный театр (ныне театр оперы и балета). Здание бывшего кинотеатра предоставлено областной филармонии, где она находится и по сей день.
В этом зале выступали такие всемирно известные музыканты, как Эмиль Гилельс, Михаил Плетнев, Мстислав Ростропович, Денис Мацуев, Миша Майский, Владимир Спиваков, Юрий Башмет и многие другие.
3. Кинотеатр Спартак
Открытие электротеатра «Ампир» — самого комфортабельного кинотеатра Воронежа, рассчитанного на 800 зрителей — состоялось 18 декабря 1913 года. Название театра связано с отделкой парадного входа и всех интерьеров в формах неоклассицизма. Здание, имевшее хорошее электрическое освещение, усовершенствованное кинооборудование, подъемные кресла, электровентиляцию, удобные фойе, буфет и кофейню, сразу оказалось в центре активной общественной жизни. В годы Первой мировой войны в электротеатре устраивались благотворительные вечера и лотереи.
27 октября 1917 года начальник военного гарнизона Воронежа созвал здесь общегородское собрание, но котором была принята резолюция о поддержании порядка и о свободе граждан. Но уже 29 октября здесь был созван рабочий митинг, принявший решение о революционной борьбе и вооружении. На следующий день в городе произошел революционный переворот. В 1919 году после изгнания из города белогвардейских войск кинотеатр «Ампир» был переименован в «Спартак».
В 1951 году местное отделение Союза архитекторов организовало конкурс на лучший проект реконструкции кинотеатра, сильно поврежденного во время Великой Отечественной войны, в котором победила работа уроженца Воронежа Николая Неведрова. Оставив зрительный зал на старом месте, благодаря чему здание сохранило признаки объекта культурного наследия начала XX в, зодчий пристраивает обширное и величественное фойе, наделяя здание мощным фасадом, пронизанным победным духом послевоенной советской культуры. С обеих сторон фасада была установлена высокая ограда в том же стиле. В обновленном виде кинотеатр открылся 16 января 1955 года. Это одно из самых монументальных послевоенных сооружений в центре города.
Наследие Гардениных. Где находится самый старый дом Воронежа
Корреспондент «АиФ-Воронеж» присоединился к экскурсии по окрестностям самого старого дома города и бывших зданий суконной фабрики, которые построила семья Гардениных в ХVIII веке.
В глубь промышленного центра
Сбор участников был назначен в Петровском сквере, близ которого протягиваются улицы Суконовка Правая, Суконовка Левая и Фабричный переулок. Большинство старинных строений здесь до сих пор сохранили красный «фабричный» фасад, напоминая о прошлом этого района. Это совсем другой Воронеж – здесь тихо и спокойно.
«Один из родоначальников династии, промышленник Потап Гарденин приехал в Воронеж в 1698 году и понял, что на здешней огромной степи можно пасти немереное количество овец и производить много шерсти. А сукна для пошива армейского обмундирования требовалось много. Здесь фабрикант решил построить сукновальни и шерстовальни», – рассказала экскурсовод турагентства «МариНИКА-тур» Лариса Татьянченко.
Тогда переулок Фабричный был окраиной города. С холма открывался прекрасный вид на реку Воронеж. Это местечко и выбрал для своей усадьбы Потап Гарденин, изначально он поселился у реки, но из-за строительства флота в тех краях вынужден был переехать. Примерно 1720-40 годах фабрикант построил здесь двухэтажный дом в стиле барокко. Через несколько лет Гарденины расширили усадьбу, перебравшись в полутораэтажный дом с необычным декором под окнами в виде раковины с жемчужинами. Говорят, такого украшения больше нет ни на одном доме Воронежа. В старом доме разместили производство. А еще близ усадьбы для семьи и людей, которые работали на фабрике, возвели храм. Главный алтарь освятили в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, а дополнительный – преподобным Онуфрию Великому и Петру Афонскому.
«Вообще срок возведения домов был долгое время под вопросом, – отмечает экскурсовод. – Сначала считалось, что дом № 10 относится к концу XVIII века. Но краевед Павел Попов, который превосходно знает характеристики кладки разных веков, обнаружил, что кирпичи, которые лежат в основе здания, точно соответствуют началу и первой трети XVIII века. На это указывает толщина раствора, высота и ширина кирпича – она на несколько сантиметров больше, чем полвека позже».
Гарденины прожили здесь недолго. Потомки прогрессивно мыслящего родоначальника династии не уловили общественный прогресс, и их суконный бизнес пришел в упадок. В середине XIX века, сменив несколько владельцев, вся их собственность перешла государству. В первом доме – по адресу переулок Фабричный, 10 – какое-то время размещалась арестантская полурота, здание так и прозвали «Полуторка». А в 1920-е годы его сделали многоквартирным. Таким он был до начала 2000-х, пока не расселили жильцов.
В доме №12 с сохранившимися декором когда-то находился больничный корпус и другие социальные учреждения, а затем его тоже сделали жилым и многоквартирным. Расселили его тоже всего несколько лет назад.
В ожидании ответа
Гости экскурсии ужаснулись состоянием домов, между прочим, внесенных в список культурного наследия. После расселения здания не раз подвергались разорению, охотники за кладами вскрывали здесь полы, произошло несколько пожаров. Сейчас окна и двери в здании были забиты – выполнена минимальная консервация. Сделано это было весной – после очередного пожара общественность снова подняла вопрос о сохранении памятников.
«Когда иной раз привозишь сюда людей из других городов, они удивляются: вроде бы богатый город – все ухожено, хорошие скверы, высокие дома, но почему не хватает средств на то, чтобы восстановить это дом? Может, среди посетителей экскурсии найдется меценат?», – полушутя обратилась к собравшимся экскурсовод.
Как рассказывал на пресс-конференции в марте руководитель управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области Владимир Перцев, у властей есть планы по спасению самого старого дома областного центра: продать либо отдать в аренду за один рубль. Правда, новый владелец должен будет разработать проект сохранения объекта и реализовать его за семь лет.
Но проблема в том, что у здания сейчас два собственника. Хотя после расселения дом перешел на баланс города, почему-то большая его часть оказалась в федеральной собственности. Вот он и «завис» между двумя ведомствами. В мэрии Воронежа рассказали, что пока вопрос с передачей дома единственному собственнику не решён – переговоры с территориальным управлением Росимущества в Воронежской области продолжаются. Единственный хозяин решит, что делать с зданием.
Из фабрики в музей
Из наследия Гардениных по назначению сейчас используется лишь Тихвино-Онуфриевский храм. Построенные из узкого кирпича с полукруглыми арками стены напоминают о древности помещения. В советское время здесь несколько десятков лет размещалась фабрика елочных игрушек. А в нынешнем здании музея «Арсенал» находились цеха суконной фабрики.
«Это была большая фабрика. Здесь работали около трех тысяч человек, а в подвале размещались складские помещения. В 1960-е годы было принято решение организовать в здании музей Великой Отечественной войны. А еще одно здание сукновальни Гарденина не сохранилось. В 1835 году его выкупил купец Сергей Башкирцев – сначала завез современное оборудование, а затем вывез, снес строение и основал жилой дом. В нем принимали народовольцев и революционеров. Жил в нем и «учитель учителей» Николай Бунаков.Сейчас это здание по улице 20-летия ВЛКСМ, 37 тоже числится как объект культурного наследия», – добавила Лариса Татьянченко.