Исторический центр Ярославля — это… Что такое Исторический центр Ярославля?
Исторический центр Ярославля — это… Что такое Исторический центр Ярославля?
В докладе делается вывод о том, что в случае с Ярославлем градостроительная реформа оказалась особенно удачной, как в плане самой городской застройки, так и в отношении её сгармонированности с историческим прошлым и с водными просторами Волги и Которосли. [3] При этом сама градостроительная реформа Екатерины не имеет прецедентов в европейской истории по масштабам, ибо она привела к приведению облика практически всех городов Российской империи в соответствие с рационалистическими идеалами Просвещения. [3] Перепланировка Ярославля вышла особенно сбалансированной, а его главная площадь не имеет себе равных в провинциях империи по поистине «царским» размерам. [3]
Угрозы и опасности
Крупные по размеру, богатые по силуэту, щедро украшенные изнутри и снаружи храмовые комплексы купеческого Ярославля XVII века вправлены, подобно драгоценным каменьям, в радиальную планировку эпохи классицизма, которая выводит на них основные городские магистрали, что обуславливает их исключительное градостроительное значение. Это касается храмов, расположенных в центре города. В то же время едва ли не самые значительные храмовые комплексы были выстроены в слободах на периферии города. Это относится к храмам Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове, ансамблю в Коровниках, Фёдоровской церкви, Толгскому монастырю. Все эти незаурядные по архитектурно-художественным достоинствам памятники находятся за пределами охраняемой ЮНЕСКО зоны.
Утраты XX века выразились для Ярославля, главным образом, в полной утрате застройки сердцевины старого города — кремля, или Рубленого города. Уничтожен был и завершающий панораму Волжской набережной с севера храм Петра и Павла на Волге. Обеднил восприятие центральных улиц города снос таких памятников, как храмы Кирилло-Афанасьевской обители, Власьевского прихода (в который упиралась Комсомольская улица), Варварьинского храма (замыкал перспективу улицы Трефолева), Всехсвятской церкви с небольшой полукруглой площадью перед ней, церкви Рождества Богородицы перед Спасо-Преображенским монастырём. Уцелевшие храмы зачастую оказывались «укрыты» от взгляда стандартными постройками советской эпохи (это относится к Казанскому монастырю, церкви Николы Надеина). В своём большинстве утрачены такие градостроительные доминанты старого Ярославля, как колокольни.
В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Ярославля была утверждена программа воссоздания колоколен и иных градостроительных доминант [4] [5] [6] [7] [8] , однако она не была осуществлена. Единственный памятник, который был реально воссоздан, — Успенский собор на Стрелке. Однако новое здание не соответствует ни по архитектуре, ни по масштабу окружающей застройке, подавляя её своей массивностью. [9] Это строительство вызвало озабоченность ярославской общественности и стало предметом рассмотрения на сессии комитета Всемирного наследия в 2009 году [10] ; два года спустя предлагалось включить Ярославль в список «Наследие в опасности» [11] . В местной печати сообщается и о других случаях возведения в охраняемой ЮНЕСКО части города ультрасовременных по своему облику развлекательных центров, [12] о допускаемых застройщиками нарушениях высотного регламента. [13]
Исторический центр Ярославля
Исторический центр Ярославля включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в 2005 году. Можно сказать, что эта часть города является уникальным образцом градостроительных реформ Екатерины II, которые были развернуты в середине 18 века. Тогда императрица всерьез взялась за обустройство российских городов, решив всем им придать классические черты и максимально сделать похожими на зарубежные населенные пункты.
Сегодня самые известные достопримечательности Ярославля — это Земляной город и окружающие его православные храмы. Портал Суточно.ру приглашает всех своих посетителей на виртуальную прогулку по центру этого старинного города.
Итак, был конец 18 века. За новый центр города было решено взять церковь Ильи Пророка, находившуюся недалеко от берега Волги. Сегодня это выдающийся памятник архитектуры, ярославская школа зодчества. Найти церковь легко — достаточно попасть в сердце города, на Советскую площадь. Кстати, квартиры посуточно в Ярославле в этом районе одни из самых престижных и востребованных.
Церковь Ильи Пророка — это не просто памятник, это самый первый городской храм, заложенный еще самим Ярославом Мудрым! Дело в том, что легендарная победа князя над медведем случилась именно в день Ильи Пророка. С тех пор много воды утекло, медведь стал символом города, названного в честь смелого князя. Так вот, в 1778 году, когда был принят к действию новый регулярный план застройки города, вокруг церкви возникла Ильинская (ныне Советская) площадь с административными зданиями. В 20-е годы прошлого века храм отошел к музею-заповеднику, только благодаря этому церковь удалось спасти от разрушения и забвения.
К Советской площади ведут улицы-лучи — Угличская, Рождественская и Плацпарадная (Челюскинцев) площадь. Замыкают их, соответственно, Знаменская башня, Угличская башня и Успенский собор на Стрелке. Последний объект можно назвать новоделом, в его облике мало что напоминает оригинальный храм, заложенный в 1215 году на месте слияния реки Волги и Которосли. По мнению специалистов, более всего прежний Успенский собор напоминает Новодевичий монастырь в столице. О нем, кстати, можно прочесть в этой статье.
«Настоящий» же Успенский храм был взорван в 1937 году, на его месте разбили парк культуры и отдыха. Сегодня мнения общества по поводу собора неоднозначны, однако каждый гость города, арендующий жильё на сутки в Ярославле, считает своим долгом сфотографировать храм хотя бы издали.
Знаменская башня — это тоже памятник культурного наследия федерального значения. Еще это одна из двух сохранившихся до наших дней башен Земляного города. О последнем чуть подробнее.
Земляной город и его ядро — Рубленый, он же Малый город, — это самая древняя часть Ярославля, его зерно и суть. Он представляет собой треугольник, острие которого приходится на Стрелку. Возник он еще в домонгольские времена, между прочим. От прежнего детинца мало что сохранилось — виной тому великий ярославский пожар 1658 года.
Привлекают внимание палаты митрополита Ионы Сысоевича, в которых сегодня размещается филиал Художественного музея. Когда-то этот дом считался лучшим в городе, в нем даже Екатерина Великая останавливалась. В рубленом городе было шесть храмов, но сохранилось только два. Со временем значение Земляного города было утрачено, сами жители города постепенно стали забывать, что это за территория, все чаще термин «кремль» звучал в адрес укрепленных стен Спасо-Преображенского монастыря.
Вернемся к Знаменской башне. Построена она после великого пожара на месте сгоревшей деревянной башни. На стене была написана икона Знамение Богоматери, считавшаяся в народе чудотворной. Любопытный факт: дорога из башни вела в Углич, и в петровские времена с тех, кто выходил из Знаменской с бородой и в старинной одежде, взимали налог. Любителям любопытных фактов и городских легенд на заметку: еще больше познавательной информации можно почерпнуть в статье «Петербургские призраки».
Такая веерообразная планировка города особенно четко видна со звонницы Спасо-Преображенского монастыря. Разумеется, маловероятно, что путешественникам, арендующим жилье на сутки в Ярославле, удастся забраться так высоко, но тем не менее.
Основан монастырь в 1215 году, на его территории было найдено легендарное «Слово о полку Игореве» — произведение, считающееся без лишней скромности величайшим памятником древнерусской литературы. Фрески монастыря уникальны — это не только памятник стенописи в этом городе, но и второй подобный памятник во всей стране. В Спасо-Преображенский часто приезжал Иван Грозный, здесь бывал Михаил Романов. Такая монаршая благодать значительно увеличила территорию монастыря: в 17 веке появились целые монастырские слободы. Сегодня здесь располагается Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Трудно сказать, каково было мнение самой Екатерины Великой по поводу нового плана обустройства Ярославля. Однако с огромной уверенностью можно утверждать, что потомки считают результат великолепным — перепланировка получилась особенно гармоничной и сбалансированной. К этому следует добавить отсутствие значительных промышленных предприятий, грамотное градоуправление и запрет на строительство зданий, негативно влияющих на облик исторической части города. Справедливости ради нужно отметить, что не только центр богат на архитектурные жемчужины. Окраины представляют прекрасный храм Иоанна Предтечи в Толчкове, Федоровскую церковь и Толгский монастырь. Кстати, Суточно.ру предлагает обустроенные дома посуточно в Ярославле как раз в городских слободах. Впрочем, обо всем по порядку.
Церковь Иоанна Предтечи (Закоторосльная набережная, 69) называют одни из самых знаменитых ярославских храмов, вершиной зодчества 17 века. Нет человека, который бы не видел эту церковь — хотя бы на оборотной стороне тысячерублевой банкноты. Достопримечательности другого города на Волге — Казани — пусть на банкнотах не изображены, но довольно подробно описаны тут.
Федоровская церковь находится в районе Карабулино, в бывшей Толчковской слободе. До появления Успенского собора это был главный городской кафедральный храм. Отличительная особенность церкви — иконостас с космическим и календарным символизмом. Более того, роспись Федоровской церкви относится к коллекции достопримечательностей Российской империи Прокудина-Горского. Это уникальная коллекция цветных фотографий, на которых запечатлено то, чем гордится наша страна. В советские годы храм не был разрушен, однако был закрыт и значительно разграблен. В 1999 году состоялось второе рождение этого удивительного собора.
Исторический центр Ярославля
Описание
Исторический центр Ярославля, ограниченный улицами Собинова (собственно объект охраны) и Республиканской (буферная зона), был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году (за 5 лет до празднования 1000-летия города) как «выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II, развёрнутой в масштабах всей России в 1763 году». В ярославской истории эта территория известна как Земляной город (ядро которого — Рубленый город).
В эпоху классицизма город застраивался по регулярному плану, автором которого считается Иван Старов. (Более ранний план А. В. Квасова недостаточно учитывал историко-архитектурную специфику Ярославля). За центр застройки была выбрана приходская церковь Ильи Пророка (1650), расположенная в одном квартале от берега Волги.
Ильинский околоток был освобождён от ветхих хозяйственных построек. Перед храмом появилась типичная для русского классицизма полукруглая площадь, застроенная симметричными корпусами присутственных мест и дворцом наместника между ними (снесён, отдельные его черты повторяет нынешнее здание областной администрации). Современное название этой площади — Советская.
К центральной площади сходятся улицы-лучи: Угличская, Рождественская, Пробойная (специально «пробитая» сквозь хаотичную застройку древнерусского города), а также Плацпарадная площадь. Перспективу улиц замыкают значимые памятники более раннего времени: Плацпарадной площади — Успенский собор на Стрелке, Угличской улицы — Знаменская башня, Рождественской — Угличская башня, Пробойной — церкви Симеона Столпника (ныне не существующие). Стихийно сформировавшиеся градостроительные акценты XVII века, таким образом, оказываются гармонично вписанными в застройку современного города.
Радиальный план становится ясен, стоит окинуть центр города со звонницы Спасо-Преображенского монастыря. Застройка отличается симметрией и регулярностью. Новые элементы планировки согласованы с наследием допетровского времени. Градостроительная концепция выделяется чёткостью и ясностью, хотя план города не столь умозрительно рационален, как в случае с соседней Костромой (рассказывают, что при посещении города Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, просто развернула свой веер).
Уникальность города
Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест, рекомендуя Ярославль к внесению в список Всемирного наследия, отмечал размеренность ритмов рядовой застройки: двух- и трехэтажные здания образуют довольно широкие улицы (как правило, озеленённые), которые выводят на обширные площади. Церкви и башни допетровского времени служат зрительными и композиционными доминантами застройки более позднего времени. Относительно современной ситуации в докладе отмечается следующее:
- Ярославль выгодно отличается от других городов России тем, что промышленное развитие мало затронуло центральную часть города.
- Несмотря на значительные утраты советского времени, Ярославль пострадал меньше других городов аналогичного размера и значения. Новых зданий в центре города сравнительно немного. К счастью, сохранились в нетронутом виде берега Которосли и острова на ней. Речной вокзал 1980-х гг. не вносит диссонанса в восприятие Волжской набережной.
- В целом, при застройке города в XX веке превалировало стремление к сохранению историко-архитектурного наследия. В буферной зоне высота новых построек не превышает 14-17 метров.
Церковь Ильи Пророка замыкает перспективу улицы Нахимсона (б. М. Рождественской). . площади Челюскинцев (б. Плацпарадной) . улицы Кирова (б. Угличской), причём с каждого ракурса смотрится по-разному
В докладе делается вывод о том, что в случае с Ярославлем градостроительная реформа оказалась особенно удачной, как в плане самой городской застройки, так и в отношении её сгармонированности с историческим прошлым и с водными просторами Волги и Которосли. При этом сама градостроительная реформа Екатерины не имеет прецедентов в европейской истории по масштабам, ибо она привела к приведению облика практически всех городов Российской империи в соответствие с рационалистическими идеалами Просвещения. Перепланировка Ярославля вышла особенно сбалансированной, а его главная площадь не имеет себе равных в провинциях империи по поистине «царским» размерам.
Угрозы и опасности
Крупные по размеру, богатые по силуэту, щедро украшенные изнутри и снаружи храмовые комплексы купеческого Ярославля XVII века вправлены, подобно драгоценным каменьям, в радиальную планировку эпохи классицизма, которая выводит на них основные городские магистрали, что обуславливает их исключительное градостроительное значение. Это касается храмов, расположенных в центре города. В то же время едва ли не самые значительные храмовые комплексы были выстроены в слободах на периферии города. Это относится к храмам Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове, ансамблю в Коровниках, Фёдоровской церкви, Толгскому монастырю. Все эти незаурядные по архитектурно-художественным достоинствам памятники находятся за пределами охраняемой ЮНЕСКО зоны.
Утраты XX века выразились для Ярославля, главным образом, в полной утрате застройки сердцевины старого города — кремля, или Рубленого города. Уничтожен был и завершающий панораму Волжской набережной с севера храм Петра и Павла на Волге. Обеднил восприятие центральных улиц города снос таких памятников, как храмы Кирилло-Афанасьевской обители, Власьевского прихода (в который упиралась Комсомольская улица), Варварьинского храма (замыкал перспективу улицы Трефолева), Всехсвятской церкви с небольшой полукруглой площадью перед ней, церкви Рождества Богородицы перед Спасо-Преображенским монастырём. Уцелевшие храмы зачастую оказывались «укрыты» от взгляда стандартными постройками советской эпохи (это относится к Казанскому монастырю, церкви Николы Надеина). В своём большинстве утрачены такие градостроительные доминанты старого Ярославля, как колокольни.
В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Ярославля была утверждена программа воссоздания колоколен и иных градостроительных доминант, однако она не была осуществлена. Единственный памятник, который был реально воссоздан, — Успенский собор на Стрелке. Однако новое здание не соответствует ни по архитектуре, ни по масштабу окружающей застройке, подавляя её своей массивностью. Это строительство вызвало озабоченность ярославской общественности и стало предметом рассмотрения на сессии комитета Всемирного наследия в 2009 году; два года спустя предлагалось включить Ярославль в список «Наследие в опасности». В местной печати сообщается и о других случаях возведения в охраняемой ЮНЕСКО части города ультрасовременных по своему облику развлекательных центров, о допускаемых застройщиками нарушениях высотного регламента.