История Казани — Официальный портал Казани
Столица
Столица Республики Татарстан – город Казань расположен на северо-западе Татарстана. Город протянулся вдоль двух берегов реки Казанки – у места ее впадения в Волгу. Численность населения Казани составляет 1 млн. 144 тыс. человек.
Главой муниципального образования города Казани является мэр города Метшин Ильсур Раисович.
Столица Республики Татарстан – крупный железнодорожный, автодорожный и авиационный узел, один из крупнейших речных портов на Волге.
С 2005 г. в городе действует метрополитен.
Главными отраслями промышленности города являются машиностроение и металлообработка, авиа- и приборостроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность.
В городе производят вертолеты (ОАО “КВЗ”), самолеты (ОАО “КМПО”, КАПО им. Горбунова), компрессорное и холодильное оборудование (ОАО “Компрессормаш”), полиэтилен (ОАО “Казаньоргсинтез”), синтетические каучуки (ОАО “Казанский завод синтетического каучука”), медицинские (ОАО “КМИЗ”) и оптические приборы (ОАО “КОМЗ”), моющие (ОАО “Нэфис-косметикс”) и лекарственные (КПФХО “Татхимфармпрепараты”) средства, значительная доля которых идет на экспорт.
Казань – крупный научный центр России и Татарстана. На базе старейшего, основанного в 1804 году Казанского университета, был создан Казанский (Приволжский) федеральный университет. Статус национальных исследовательских университетов получили ещё два вуза КГТУ (КХТИ) и КГТУ им.А.Н.Туполева (КАИ). Всего в городе работает 39 высших учебных заведений, а также Академия наук Республики Татарстан и Казанский научный центр Российской Академии наук, сеть научно-исследовательских институтов.
Казанский Кремль включен в перечень памятников “Всемирного наследия” ЮНЕСКО. Город имеет зарегистрированный бренд “третья столица России”.
С Казанью связаны судьбы многих выдающихся людей: Н.И.Лобачевского, А.М.Бутлерова, Н.Н.Зинина, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова, Г.Р.Державина, М.А.Балакирева, М.С.Щепкина, В.В.Хлебникова, Ф.И.Шаляпина, Н.И.Фешина, В.И.Качалова, П.Лесгафта, А.Мельникова-Печерского.
Город является колыбелью татарской культуры. В Казани работали и творили Каюм Насыри и Шигабутдин Марджани, Габдулла Тукай, Муса Джалиль, Салих Сайдашев, Фарид Яруллин.
Казань – многоконфессиональный город. В городе действуют мечети, православные храмы, лютеранская кирха, католическая часовня, иудейская синагога и другие культовые учреждения. Открыты православная духовная семинария и Российский исламский институт.
Высокие культурные традиции поддерживают второй по величине в России Большой концертный зал, оперный, драматические, кукольный театры, филармония, 4 государственных оркестра, Ансамбль песни и танца Республики Татарстан. В городе действуют высшие и средние учебные заведения культуры и искусства, музыкальные и художественные школы для детей.
В Казани проходят крупные международные и всероссийские мероприятия. Здесь ежегодно проводятся Международный оперный фестиваль им. Шаляпина, Международный фестиваль классического балета им. Нуриева, фестиваль современной музыки «Европа-Азия», Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Казань неоднократно принимала международный театральный фестиваль тюркских народов “Науруз”. В столице республики дважды с большим успехом выступал канадский цирк «Дю Солей».
В течение последних лет развёрнуто масштабное строительство новых объектов, преображается транспортная инфраструктура города, большое внимание уделяется развитию спорта. В городе действуют два аквапарка, один из которых «Ривьера» — крупнейший в России и один из самых больших в Европе.
В 2013 году в столице Республики Татарстан прошла Всемирная летняя универсиада.
В 2015 году в Казани пройдет Чемпионат мира по водным видам спорта. Столица республики включена в список городов, в которых будет проводиться чемпионат мира по футболу в 2018 году.
По итогам народного голосования, проведённого российскими СМИ при поддержке Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ, Казань названа спортивной столицей России. Хоккейный клуб «Ак Барс», футбольный клуб «Рубин», баскетбольный клуб «Уникс», команда мастеров по хоккею на траве «Динамо-Казань», волейбольный клуб «Зенит-Казань» и другие – достойно представляют Казань на чемпионатах России, Европы и мира.
Казань является одним из ведущих туристических направлений в Российской Федерации. Ежегодно столицу Татарстана посещает более 1 млн. человек.
Город, в котором мирно уживаются представители различных религий и национальностей, гостеприимно встречает гостей из России и зарубежья.
История Казани: от возникновения до наших дней
На месте многих великих городов когда-то стояли оборонительные крепости, с которых и начинались их триумфальные многовековые истории. Казань в этом случае — не исключение. Летопись столицы Татарстана взяла начало с заградительного укрепления, служившего форпостом на границе булгарского царства. Точную дату зарождения города историки не называют, но по найденным на территории земельных границ археологическим реликвиям её относят к X веку нашей эры. Расположенная на границе Европы и Азии, Казань пережила много бурных вех в своей истории. Самый лучший способ познакомиться с ней — интересные познавательные экскурсии по Казани в сопровождении частных гидов.
Мифы о названии Казани
Существует несколько легенд о том, как появилась Казань и почему носит именно такое название.
- Самая распространённая гласит, что на выбор имени оказало влияние место, где находится столица Татарии. Как и все цитадели, крепость строилась с учётом её будущих оборонительных качеств. Булгары — прародители татар – когда возводили форпост, хотели видеть будущую крепость такой же надёжной, как стенки татарского котла для приготовления плова — казана.
- По другим мнениям, город был назван в честь булгарского князя Хасана, имя которого созвучно названию татарской столицы.
- А ещё говорят, что крепость была построена на берегу реки, в которую один из сыновей булгарского хана уронил золотой котелок. Реку после этого назвали Казанкой.
- Имеет место версия о том, что имя города созвучно татарскому названию берёзы, и тому подтверждение — деревня Казанлы, расположенная в окружении берёзовых рощ.
Все эти предположения — малая часть тех легенд, которые витают вокруг Казани, наполняя её историю мифическими сказаниями и домыслами.
Казань — этапы пути
Булгарское государство было создано тюркоязычными племенами, которые пришли на земли Среднего Поволжья из причерноморских степей. Построенная булгарами крепость Казань несколько раз переносилась по течению реки Казанки в поисках лучшего и более надёжного месторасположения. В начале XV века Казань практически полностью была разрушена русскими войсками, а затем восстановлена на одном из холмов, где впоследствии были возведены стены Казанского Кремля. С приходом в Поволжье монголо-татар город был захвачен войсками Золотой орды и стал столицей Казанского ханства. В этот период Казань позиционируется как важный торговый и политический центр ввиду её удачного расположения на перекрестье Запада и Востока.
В середине XVI Казань захватили войска Ивана Грозного. Большинство татар было выселено в болотистую местность у берегов озера Кабан, где впоследствии образовалась Старо-Татарская слобода. На территории города возвели новый белокаменный Кремль, в котором обустраивались ремесленники из городов русских. Спустя несколько десятилетий в городе появились первые мануфактуры, а количество дворов достигло полутора тысяч. В Казани начался активный экономический рост, было построено несколько комбинатов и заводов, в том числе кораблестроительный.
К концу XVIII века был утверждён герб и план застройки на ближайшее столетие. Население города вместе с пригородами составляло около сорока тысяч, но коренных жителей среди казанцев едва насчитывалась десятая часть. Виной тому была политика епископа Луки, который всячески притеснял мусульман, застраивая православными храмами не только городские территории, но и земли Старо-Татарской слободы. Конфронтация между этническим населением и русскими жителями прекратилась, когда епископ по указу императрицы был переведён из Казани в другую епархию.
XIX век принёс в город автомобильный транспорт, электричество, телеграф и телефон. В Казани была проложена железная дорога до Москвы, открыты театры, музеи, обсерватория, крупные образовательные учреждения. Город стал важным культурным, экономическим и естественнонаучным центром России, развитие которого продолжилось и в советский период.
Достопримечательности Казани
Историческое наследие Казани хранит множество архитектурных достопримечательностей, пришедших из глубины веков. Главный в этом длинном ряду — Казанский Кремль. Огромный комплекс, объединяющий православные и мусульманские памятники культуры, включает такие реликвии, как:
- Падающая башня Сююмбике. Жемчужину среди восьми кремлёвских башен, Сююмбике часто сравнивают с Пизанской башней из-за сильного наклона в северо-восточную сторону. Находясь на возвышенности, Сююмбике служила главным кремлёвским дозором. И сегодня отсюда открывается красивая панорама на берега Волги и Казанки.
- Благовещенский собор — старейший православный храм города с удивительно красивой архитектурой и настенными росписями.
- Мечеть Кул-Шариф — архитектурный комплекс, возведённый на месте разрушения знаменитой мечети Казанского ханства. Носит своё имя в честь последнего её имама. Как и мечеть-предшественница, Кул-Шариф имеет восемь минаретов, что в два раза больше стандартного числа.
- Спасо-Преображенский монастырь, ныне не действующий, — памятник русской архитектуры, основанный в XVI веке.
Фото: Казанский кремль. Источник: https://www.votpusk.ru
Также на территории Кремля расположены исламский Музей и Музей естественной истории, мемориальный комплекс ВОВ и другие сооружения. На прогулке по Казани можно пройти по улице Баумана — городскому «Арбату», полюбоваться красотой эклектичного дома Кекина, прогуляться по живописному парку «Чёрное озеро», посетить военное Пороховое кладбище и Фёдоровский бугор — старинную казанскую окраину.
Если вас интересует история Казани, у вас есть много возможностей, чтобы полностью погрузиться в эту тему. Среди всех прочих вариантов очень полезным будет посещение экскурсий по городу. Для этого рекомендуем вам наших партнеров — компанию “Спутник8”, на сайте которой есть целый раздел со списком экскурсий по интересным местам Казани и низкими ценами.
Первое упоминание Казани
В летописи говорится, что новгородцы и устюжане пришли на лодках и «пограбиша» Казань. Популярна также версия, что город был основан 1000 лет назад.
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О КАЗАНИ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ
Бесспорное существование Казани в XIV в. подтверждается надежными летописными свидетельствами. Наиболее раннее из них содержится в Рогожском летописце под 1391 г. при описании похода ушкуйников, разграбивших Джукетау и Казань. Сообщение это повторяется в Симеоновской летописи и Московском своде 1479 г. Второй раз Казань фигурирует в Новгородской IV летописи под 1395 г. при описании большого похода русских войск, сопровождавшегося разгромом Булгара, Джукетау, Казани, Кременчука. Таким образом, в последнее десятилетие XIV в. Казань представляется крепостью или городом, значение которого уже не могли недооценить русские войска.
Внутренний кризис, который переживала Золотая Орда с 1360 по 1380 г., отразился на ее составной части – территории бывшей Волжской Булгарии. Отдельные крупные золотоордынские феодалы, не желавшие подчиняться Мамаю, но и не имевшие достаточных сил для борьбы с ним, предпочитали покинуть степные районы государства и уйти на его окраины, о чем подробно говорилось в предыдущей главе. Важные в экономическом и военном отношении Булгар и Волжский путь, захваченные Булак-Тимуром, становятся предметом ожесточенной борьбы между Мамаем, сидевшими в Сарае ал-Джедид ханами и отдельными феодалами, пытавшимися независимо править в Булгаре. В результате Волжская Булгария периода «великой замятни» становится одной из обособившихся от Золотой Орды территорий, что подтверждается анализом нумизматических данных.
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
Казанское ханство образовалось в процессе раздробления социально-политического организма Золотой Орды на основе земель булгарских княжеств (эмиратов), центральным из которых было владение со столицей в г. Болгаре, после походов Тимура переместившейся в г. Казань (очевидно, в Старую Казань – Иске Казан). Из-за состояния источников на сегодня точные границы этих княжеств, как и их статус в период распада Улуса Джучи, остаются окончательно не установленными. Тем не менее, из ряда русских летописей, описывающих поход начала 1399 г. московских войск во главе с Юрием Дмитриевичем «на Казань», когда русские «взяша градъ Болгары, и Жукотинъ, и Казань, и Кеременчюхъ, и иных много градовъ», объединенных летописцем в конкретную «землю», достаточно ясно видно, что к ней, т. е. к Болгарскому владению Улуса Джучи, относились те территории, которые основными центрами имели четыре перечисленных города.
Судя по отрывочным сведениям русских летописей, эта «земля Болгарская», т. е. территория бывшей Волжской Булгарии, имела какую-то внутреннюю административно-территориальную структуру, ибо в источниках упоминаются представители двух самостоятельных политических центров – князья джукетауские и князья болгарские (казанские). Нельзя исключать того, что это двучастное деление отражает традиционное тюрко-татарское деление данного владения на правое и левое крылья, реально, скорее всего, связанное с системой четырех карача-беков. В частности, в «Дафтар-и Чингиз-наме» (XVII в.) есть рассказ о казни в период покорения Тимуром Болгара многих «великих беков», четверо из которых считались «самыми старшими». Показательно, что эти четверо в некоторых татарских хрониках именуются «шахзаде», т. е. сыновьями «шаха». В данном случае, видимо, подразумевается их принадлежность со стороны матерей к «Золотому роду» – чингисидам, так как из источников хорошо известно, что в период Золотой Орды карача-беки женились на дочерях ханов. Вряд ли случайно и то, что в конце XIV в. на этой территории упоминаются именно четыре городских центра (Болгары, Джукетау, Казань, Кирменчик).
В целом имеются все основания говорить о том, что в Казанской (= Болгарской) «земле» в конце 1390-1420-х гг. наряду с князьями присутствовали и султаны (царевичи) из чингисидов. Как мы видели, на рубеже XIV-XV вв. на названной территории таких султанов известно трое: Ентяк (1398/1399 г.), Талыч (1410/1411 г.), Махмут-Хозя (1429 г.). К этому ряду, по мнению некоторых историков, следует добавить еще одну личность – Гияс ад-Дина.
Ключевым при обсуждении проблемы статуса «Болгарского князя» на постепенно распадавшемся золотоордынском политическом пространстве является установление факта практически постоянного присутствия между 1370-1429 гг. в политическом центре «Болгарской (Казанской) земли» султанов-чингисидов. На самом деле это означает безусловную включенность данной территории в общеордынскую политическую систему. Но в каком качестве? В виде вассального княжества (княжеств) как русские территории или же в ином статусе? Для получения ответов на эти довольно непростые вопросы придется обратиться к новому анализу имеющихся источников.
Уже первое наблюдение – обнаружение пребывания в Болгарской (Казанской) «земле» чингисидов – позволяет говорить об отличии статуса этой территории от статуса русских княжеств, где никакого регулярного присутствия чингисидов не зафиксировано. Для получения ответа на поставленные вопросы важен вывод И. А. Мустакимова, сделанный на основе тщательного изучения поволжских арабографичных источников, о вхождении в рамках Улуса Джучи Болгарского владения в ханский домен, более того, о столичном статусе до конца XIII – начала XIV в. его центра – г. Болгара. Этот исследователь полагает, что «высокий статус» Болгара, скорее всего, сохранился и после того как из-за возрастания роли Сарая он был отодвинут на второй план. Кроме прочего, это произошло и потому, что Болгар мог быть летней резиденцией Джучидов, а по существу, второй столицей государства.
Как следует из источников, титул «Болгарский (= Казанский) князь» имел отношение к конкретному владению, входящему в состав Золотой Орды. Однако с определением его политического центра есть двоякого рода трудности. Во-первых, в результате походов Тимура в конце XIV в. произошло перемещение политического центра данного владения из г. Болгара в г. Казань. Во-вторых, в относительно более поздних русских летописях в связи с важностью «болгарского вопроса» для идеологов Московского великого княжества информация, затрагивающая события, имеющие отношение к этому владению, в чисто политических целях была тщательно отредактирована, причем были подвергнуты корректировке и те сообщения, которые отражают период до переноса стольного центра рассматриваемого владения в Казань.