Какие памятники есть в россии названия
самых известных памятников России
Россия славится своими памятниками, среди которых есть произведения искусства. Редакция журнала Eurasia Plus представляет самых известных и впечатляющих памятников России, по мнению портала.
Памятник Петру I Москва
Памятник Петру I в Москве носит официальное название «Памятник в ознаменование 300−летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.
Памятник «Рабочий И Колхозница» Москва
«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м.
Памятник Родина Мать Зовет Волгоград
Скульптура зовёт» в Волгограде является композиционным центром «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.
«Покорителям космоса» Москва
Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в городе Москве в 1964 году в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства.Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107м, изображающий шлейф оставляемый за собой ракетой, находящейся на вершине обелиска. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!
Памятник «Тысячелетие России» Великий Новгород
Памятник «Тысячелетие России» монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу эмблему царской власти. Общая высота памятника 15 метров.
Памятник Затопленным кораблям Севастополь
Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота 16.7 метров
Памятник Георгию Победоносцу Москва
Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу одна из центральных композиций мемориального комплекса.
Памятник «Медный Всадник» Санкт-Петербург
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Памятник мамонтам в Ханты Мансийске
Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы автономного округа. Скульпутура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.
Памятник «Алёша»
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе Памятник относится к одним из высочайших памятников России.
10 самых известных памятников России
На вопрос «хорошо ли вы знаете свою страну» многие отвечают, что, мол, конечно, исколесил каждый потаенный уголок, обошел тонну музеев и нацепил на холодильник массу ярких магнитов. Но ведь культурное наследие России настолько богатое, что его невозможно физически зафиксировать в своей голове и памяти. Поэтому перечислить даже 10 самых известных памятников или скульптур для рядового обывателя представляется непосильной задачей.
Мы считаем своим долгом просветить подрастающее поколение и в такой сжатой форме преподнести 10 культурных находок, которыми может гордиться наша матушка Россия. Все они возведены по случаю важного исторического события или же олицетворяют богатую и широкую душу русского человека. Это вам не рисунки телом или инсталляции пустого воздуха в современных музеях искусства. Берегите культурное наследие и пресекайте любые попытки вандализма, ведь не переписанная истинная история – залог здорового и мыслящего общества.
10. Памятник «Родина-Мать Зовет» | Волгоград
Популярная конструкция ознаменована центром целого ансамбля, посвященного героям сражения под Сталинградом, который гордо возвышается на Мамаевом кургане. Скульптура выглядит внушительно и устрашающе, как бы демонстрируя врагам, что с недобрыми намерениями на родную землю лучше не соваться. Памятник «Родина-Мать Зовет» уверенно обосновался на одиннадцатой позиции в списке рекордов Гиннеса как один из самых высоких на планете. Ночью изваяние освещают многочисленные прожекторы, что создает визуальную картину не хуже пресловутой Эйфелевой башни. В высоту оно достигает около 85-87 метров. За это даже получило военное «прозвище» —«Высота 102». К слову, в годы знаменитой битвы тут проходили самые жестокие бои, а подвиг героев и увековечили в монументе.
9. Памятник «Тысячелетие России» | Великий Новгород
Культурную памятку создали в 60-х годах 19 века, приурочив к юбилею существования великого Российского государства. Согласитесь, тысячу лет отмечает не каждая страна, поэтому памятник имеет огромное культурное, историческое и туристическое значение. Внешне он подражает огромному колоколу (сверху представлен шаровидной формой, что символизирует державу – эмблему монархической власти). Великий памятник Российской Федерации достигает пятнадцати метров в высоту.
8. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» | Москва
Сооружение было поставлено в столице в 60-х годах 20 века и олицетворяет успехи советских исследователей в покорении космического пространства. Мощный обелиск достигает в высоту 107 метров, весит около 250 тонн, а на его облицовку ушли специально выполненные панели из титана, которые лично предложил С. Королев. Внешне структура изображает ракету, которая оставляет за собой мощный шлейф. Тип конструкции «наклонная башня» практически уникален (аналог – знаменитая Пизанская башня). На фасаде металлом выгравирован куплет стиха, прославляющий наших космонавтов. Возведена конструкция на пустырной области, недалеко от входа на выставку достижений народного хозяйства. Посвящен монумент активному технологическому развитию в 1957 г., когда СССР запустил первый на планете искусственно созданный спутник.
7. Памятник Георгию Победоносцу | Москва
Очень символичная статуя, так как Святой Георгий уничтожает острием копья змею – символ людских пороков, лжи, изворотливости и предательства. Именно поэтому конструкция является одной из главных среди мемориального комплекса столицы на Поклонной горе. Располагается культурная памятка на территории парка Победы и представляет собой гранитный фонтан, окруженный разноярусными фонтанами поменьше, которые бьют струи ровно вверх. Вокруг памятника расположены плитки, где перечислены вокзалы пунктов прибытия и столицы.
6. Памятник «Медный Всадник» | Санкт-Петербург
Красивая статуя из бронзы возведена на Сенатской площади в СПБ. Официальное открытие произошло в 82 году 18 века – это был первый городской памятник. Изначально предполагалось, что посвящается он великому русскому королю Петру. Но позже было дано название «Медный Всадник», на что вдохновила одноименная поэма любимого народного писателя Пушкина. Скульптуру возвел Этьен Фальконе по поручению царствующей Екатерины II. Вдохновлял скульптора полковник Петр Мелиссино (внешне напоминающий царя Петра), который удерживал на дыбе коня. Голову бронзовому «Петру» создала ученица Фальконе, а русский скульптор Гордеев слепил змею – символ вражеской силы.
5. Памятник «Алёша» | Ленинский округ города Мурманска
Мемориальный комплекс посвящается солдатам-защитникам Советского Заполярья в годы Второй Мировой. Основой конструкции является статуя солдата в плаще, у которого за плечом виднеется автомат. Высота монумента составляет чуть более 35 метров плюс 7 метров на постамент. Вес полой фигуры достигает более 5 тыс. тонн! Величиной статуя «Алеши» уступает только «Родине-матери». Посмотреть ее можно в Ленинском округе – место, приковывающее взгляды соотечественников и туристов.
4. Памятник «Рабочий И Колхозница» | Москва
Монумент считается символом эпохи СССР, а также излюбленным туристическим объектом. Внешне представляет собой скульптуру из двух статуй (рабочего и колхозницы), которые поднимают над головой знаменитый молоток и серп. Автор проекта – Мухина Вера, а концепцию заложил архитектор Иофан Борис. Изначально предполагалось выставлять памятник в Париже, для чего его транспортировали частями в 28 и более вагонах. Произведено сооружение из хромоникелевой нержавейки и в высоту достигает порядка 25 метров. Расположен на Проспекте Мира. Для первой сборки понадобился 1 месяц (сотрудники работали в 3 смены, отдыхая лишь по 3 часа в сутки). Повторно в Париже его собрали уже за 11 дней. К слову, именно это сооружение является знаменитым символом «Мосфильма».
3. Памятник мамонтам | Ханты-Мансийск
Открылся впервые 11 лет назад в Ханты-Мансийске. Воздвигли изваяние в честь юбилея – 425 лет столице округа. Расположена она на территории известного Археопарка. Конструкция включает одиннадцать небольших скульптур (крупный мамонт в величину составляет более восьми метров, а мелкий около трех). Выполнены они из бронзы, за счет чего общий вес достигает 70 тонн. Инженеры добились установления монументов в натуральную величину.
2. Памятник «Петру I» | Москва
Сооружение приурочено к юбилею трехсот лет российского флота. Автор проекта – известный архитектор Зураб Церетели. Установили культурный шедевр на искусственном острове в области соединения Обводного канала с Москвой-рекой (рядом с кондитерской фабрикой). Открытие монумента совпало с грандиозным праздником – юбилей 850-летия столицы. Общая высота композиции составляет 98 метров (одна из самых высоких на планете и в РФ в частности).
1. Памятник «Затопленным кораблям» | Севастополь
Воздвигнутый на центральной набережной Приморского бульвара (Севастопольская бухта), монумент ежегодно собирает множество туристов и соотечественников, которые гордятся воинственными подвигами жителей города-героя. Памятник также отмечен на советском гербе Севастополя, является честью и символом города, его визитной карточкой. В высоту скульптура превышает 16 метров.
Вот такие удивительные исторические памятники хранит русская земля. Подрастающее поколение должно знать свою историю, уважать героев страны и обычных работяг, руками которых воздвигались величественные нынче города и культурные центры.
Культура
Знаменитые памятники истории России. Часть 1
Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс “Россия 10”, дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.
На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, “деревянные кружева”. По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.
Главная историческая ценность Руси – руки ее мастеров…
Царь-колокол и царь-пушка
Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них – Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…
Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни . шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров – отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.
Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек – весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…
Царь-пушка на Ивановской площади считается памятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз – прахом Лжедимитрия.
Русь-матушка, все у нее особо – и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…
Храм Покрова Божией Матери
В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…
Прежде на этом месте стояла другая церковь – храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие – в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.
Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .
Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.
Церковь Покрова Божией Матери – прекрасная и многоликая святая Русь.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.
В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).
Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.
Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…
Памятник “Тысячелетие России”
Монумент “Тысячелетие России” был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.
Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов – М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.
В этом памятнике – тысячелетняя история России, ее правители и полководцы, государственные деятели и люди культуры и искусства, в нем отразился дух России. Памятник выполнен в виде шара-державы, установленного на постаменте в виде колокола (благовеста), и 6 скульптурных групп.
- Ангел с крестом в руке и Россия, коленопреклоненная женщина на державе, венчают композицию памятника: “Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра II-го лета 1862”.
- Средняя часть памятника символизирует различные периоды истории Российского государства: призвание варягов на Русь (862 год), крещение Руси (988-989 годы), начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год), основание самодержавного царства Русского (1491 год), начало династии Романовых (1613 год), образование Российской империи (1721 год).
- Нижний ярус (фриз) содержит горельефы 109 исторических деятелей:
“Просветители” (31 фигура), “Государственные люди” (26 фигур), “Военные люди и герои”, “Писатели и художники” (16 фигур).
История первого тысячелетия Руси, заключенная в одном памятнике, как наглядное пособие по истории правления государством, войн, политики, искусства….
Каким мог бы быть памятник, посвященный второму тысячелетию России?
Культура
Знаменитые памятники истории России. Часть 1
Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс “Россия 10”, дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.
На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, “деревянные кружева”. По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.
Главная историческая ценность Руси – руки ее мастеров…
Царь-колокол и царь-пушка
Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них – Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…
Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни . шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров – отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.
Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек – весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…
Царь-пушка на Ивановской площади считается памятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз – прахом Лжедимитрия.
Русь-матушка, все у нее особо – и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…
Храм Покрова Божией Матери
В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…
Прежде на этом месте стояла другая церковь – храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие – в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.
Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .
Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.
Церковь Покрова Божией Матери – прекрасная и многоликая святая Русь.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.
В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).
Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.
Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…
Памятник “Тысячелетие России”
Монумент “Тысячелетие России” был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.
Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов – М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.
В этом памятнике – тысячелетняя история России, ее правители и полководцы, государственные деятели и люди культуры и искусства, в нем отразился дух России. Памятник выполнен в виде шара-державы, установленного на постаменте в виде колокола (благовеста), и 6 скульптурных групп.
- Ангел с крестом в руке и Россия, коленопреклоненная женщина на державе, венчают композицию памятника: “Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра II-го лета 1862”.
- Средняя часть памятника символизирует различные периоды истории Российского государства: призвание варягов на Русь (862 год), крещение Руси (988-989 годы), начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год), основание самодержавного царства Русского (1491 год), начало династии Романовых (1613 год), образование Российской империи (1721 год).
- Нижний ярус (фриз) содержит горельефы 109 исторических деятелей:
“Просветители” (31 фигура), “Государственные люди” (26 фигур), “Военные люди и герои”, “Писатели и художники” (16 фигур).
История первого тысячелетия Руси, заключенная в одном памятнике, как наглядное пособие по истории правления государством, войн, политики, искусства….
Каким мог бы быть памятник, посвященный второму тысячелетию России?
Шесть известных памятников России, содержащих исторические ошибки в области ставрографии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Прежде всего следует пояснить, что ставрография – это сложившаяся историческая дисциплина, связанная с изучением иконографии и истории христианского Креста как одного из основополагающих религиозных символов. В настоящее время в России существует немало ученых, религиозных деятелей и просто исследователей-коллекционеров, которые занимаются развитием ставрографии, пишут на эту тему образовательные статьи и даже издают книги-каталоги.
Мы решили рассмотреть с точки зрения ставрографической науки некоторые известные российские монументы, посвященные выдающимся историческим личностям и событиям, и нашли немало занимательных несоответствий.
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому в Москве
Как оказалось, ошибки при создании монументов происходили не только в наше время. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, выполненный по проекту архитектора Ивана Мартоса, был торжественно открыт на Красной площади Москвы ещё в 1818 году. Созданный на народные деньги монумент посвятили предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.
На груди у Минина висит нательный крест, который появился как минимум на двести лет позже и никак не мог находиться у того при жизни.
Известно, что при работе над скульптурной композицией Мартосу позировали его сыновья. Возможно и крест, изображенный на груди Минина, тоже принадлежал сыну автора, тем более, что датировка креста — 19 век вполне подходит по временным рамкам.
Однако, это не единственный казус с крестом Минина, верхняя перекладина которого почему-то изображена наклоненной вправо. Причина этого неизвестна до сих пор.
Памятник Ивану Грозному в Орле
Памятник Иоанну Васильевичу, открытый недавно в Орле, вызывал бурные споры общественности еще до момента установки, несмотря на это большинство жителей Орла одобрило установку скульптуры. Не обсуждая политические и социальные вопросы, связанные с фигурой царя Ивана Грозного, рассмотрим монумент с точки зрения ставрографии, тем более что памятник украшен сразу двумя выразительными крестами.
За время правления Ивана Грозного площадь российского государства выросла почти в два раза. Вслед за расширением границ страны расширялись и границы христианского влияния. Крест в поднятой правой руке царя изображает Иоанна Васильевича, как крестителя новых земель. К сожалению, создатели монумента отнеслись к изображению этого символа весьма вольно, вручив царю крест, датируемый примерно 19-20 вв. с разницей во времени не менее 300 лет.
Известно, что при всей своей противоречивости Иван Грозный был очень набожным человеком. Вероятно по этой причине, другой нательный крест висит поверх одежды царя. Но авторы памятника промахнулись и с ним, изобразив распространенный тип креста 17-18 веков, именуемый у коллекционеров «штурвалом». На этот раз разброс во времени составил 150-200 лет.
Памятник Великому князю Иоанну III в Калужской области
В 2017 году на территории музейного комплекса в Калужской Свято-Тихоновой пустыни был открыт монумент Великому князю Иоанну III. Хотя для официальной истории он долгое время находился в тени своего внука Ивана Грозного, в последние годы происходит переоценка важности деяний Иоанна III, приведших к объединению разрозненных княжеств и возвышению Московской Руси, фактически заложивших основу для будущего развития единого сильного государства.
Авторы монумента украсили фигуру Великого князя красивым наперсным крестом, но. современным. В 15 веке нательные кресты выглядели иначе , а подобных массивных крестов не существовало. Ошибка в 500 лет.
Памятник царю Федору Иоанновичу в Белгороде
Своим появлением современный Белгород во многом обязан последнему из династии Рюриковичей царю Федору Иоанновичу, который в конце 16 века повелел создать засечную черту из русских крепостей на пути набегов крымских татар. В 2016 году на бульваре в центре города был установлен памятник, изображающий государя, который сидит на троне с символами власти в руках и зорко вглядывается в даль.
Идея монумента красивая и символичная, но и тут не обошлось без ставрографической ошибки. На шее Федора Иоанновича висит наперсный крест, не имеющий точных исторических аналогов. Вероятно это плод авторской фантазии, возможно созданный по мотивом модерновых крестов 19-20 вв.
Памятники князю Владимиру в Смоленске и в Москве
В России установлено минимум тринадцать монументов князю Владимиру, а в мире их насчитывается порядка двадцати с учетом сборных скульптурных композиций. На большинстве из них вопросы ставрографии трактуются весьма вольно, но сегодня мы рассмотрим только два из них – в Смоленске и Москве.
Дело в том, что на обоих памятниках князь Владимир, несмотря на разницу в возрасте, держит в руке очень похожие кресты. Доподлинно известно, что во время правления Владимира на рубеже 10-11 веков кресты выглядели по-другому . Авторы обеих скульптур вложили в руку князя кресты, созданные по мотивам изделий 19-20 веков.
К вопросу, поднятому в статье, можно относиться по-разному. С одной стороны, расхождения в датировках и визуальных образах крестов, которые визуально являются незначительными деталями монументов, никак не сказываются на общем авторском замысле, да и подавляющее число граждан эти расхождения просто не замечают.
С другой стороны, Крест на Руси всегда был важным символом Веры, очень значимым предметом для русского человека. Присутствие креста на каждом из памятников обусловлено смысловой нагрузкой, раскрывающей идею монумента. Авторы скульптур вполне могли бы обратиться за консультацией к научному сотруднику любого доступного музея.
Автор: Юрий Арбузов
Читайте ещё материалы по ставрографии на Культурологии:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: