arslogistik.ru

Мемориал славы Мамаев Курган и другие достопримечательности Волгограда

Мамаев Курган в Волгограде

Координаты: N48 44.358 E44 32.772.

На главной точке страны, высоте 102, где некогда звучали пулеметы и взрывы от снарядов, сейчас расположен мемориал Мамаев Курган. Пожалуй, это самый масштабный мемориальный комплекс, посвященный победе советских солдат в Великой Отечественной войне.

Высота 102, на которой ныне стоит Мамаев Курган, имела важнейшее значение в ходе боем под Сталинградом: возвышающаяся над городом высота давала огромное преимущество в наблюдении за вражескими войсками. Тот, кто имел контроль над курганом, мог контролировать практически весь город. Кстати говоря, в качестве пункта наблюдения высота 102 использовалась кочевыми племенами хана Мамая. Возможно, именно поэтому главную высоту России связывают с именем этого хана, а курган называют Мамаевым. Но существует и другое мнение на этот счет. Некоторые историки считают, что курган назван мамаевым по другой причине: на языке волжских татар «мамай» означает «бугор».

История Мамаева кургана в Волгограде, как мемориала, начинается в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Проектом памятного ансамбля занималась организация «Сталинградпроект», а строительство грандиозного ансамбля поручили «Сталинградгидрострою», который также был и застройщиком Волжской ГЭС. Автором проекта Мамаева кургана стал скульптор Е.В. Вучетич. Масштаб и композиционная сложность мемориала Мамаев Курган требовали немало усилий и времени: строительство ансамбля началось весной 1959 года, а закончено осенью 1967 году. Команде строителей, художников и архитекторов понадобилось 8 лет для того, чтобы построить масштабный культурно-исторический ансамбль, объединенный одним событием в жизни города – Сталинградской битвой.

Композиция Мамаева кургана в Волгограде представлена следующими монументами и местами:

  • Горельеф «Память поколений» – вводная композиция;
  • Аллея тополей;
  • Площадь «Стоявших насмерть»;
  • Стены-руины – композиция-горельеф о боях под Сталинградом;
  • Площадь Героев;
  • Подпорная стена;
  • Зал воинской славы;
  • Площадь Скорби с памятником «Скорбящая мать» в центре;
  • Монумент «Родина-мать зовет!» – центровая фигура ансамбля Мамаев курган;
  • Воинское мемориальное кладбище;
  • Храм Всех Святых;
  • Экспозиция военной техники.

Подъем на Мамаев Курган начинается с вводной композиции под названием «Память поколений» – горельеф (скульптура в камне), изображающий людей разных поколений, которые несут венки и спущенные знамена к могиле солдат. Обогнув вводную композицию, видим гранитные тумбы с названиями городов – в них заложены капсулы с землей городов-героев.

Наверх ведет лестница, на ступеньках которой значатся такие слова: «За нашу советскую Родину! СССР». Лестница выводит нас на аллею пирамидальных тополей, высаженных по обе стороны от аллеи. Поднимаемся по второй лестнице Мамаева кургана, которая выводит нас к площади «Стоявших насмерть». Центральная скульптура площади – скульптура воина «Стоять насмерть!», в одной руке которого – автомат, а в другой – граната. Скульптура отражает собирательный образ солдат – мужественный и волевой мужчина, закрывающий грудью свою Родину.

От площади «Стоявших насмерть» поднимаемся выше: здесь нас с обеих сторон окружают стены-руины, представляющие собой стилизованный горельеф.

Левая сторона стен усеяна яркими фразами – клятвами советских солдат. Правая часть стен-руин на Мамаевом кургане изображает сцены ожесточенных боев под Сталинградом.

За стенами-руинами следует площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн, наполненный водой, который по замыслу авторов проекта, является символом победы добра над злом и неискоренимость жизни на Земле. Слева от бассейна расположена небольшая зеленая зона из елей. Правая же часть заполнена шестью скульптурами, отражающими моменты из военной жизни Сталинграда.

Дальше перед нами предстает подпорная стена, за которой находится Зал Воинской Славы Мамаева кургана. Подпорная стена украшена барельефами, основная тема которых – торжество победы над фашистским врагом.

В стене вход в Зал Воинской Славы – своеобразный пантеон скорби по ушедшим защитникам Сталинграда.

Пройдя Зал Воинской Славы, попадаем на площадь Скорби. В центре – фигура скорбящей матери, держащей на руках погибшего на войне сына. Отсюда же открывается превосходный вид на храм Всех Святых.

Следующий пункт нашей интерактивной экскурсии по Мамаеву Кургану в Волгограде – главная скульптура комплекса «Родина-Мать зовет!», которая поражает своими размерами и формой исполнения.

С момента торжественного открытия Мамаева Кургана в Волгограде прошло почти 45 лет. За это время многое здесь изменилось: было создано воинское мемориальное кладбище, открыт храм Всех Святых, а сам мемориал Мамаев Курган приобрел статус памятника федерального значения.

Анна
Грандиозное сооружение! НО! Весь комплекс – для молодых, сильных и здоровых. Для инвалидов, людей с ограниченными физическими возможностями, или для молодых родителей с детворой в коляске посещение мемориала будет большим испытанием.
06.11.2013 в 00:14

Александр
Моей Маме за 80 уже и мы ходили с ней на 9 мая с низу и до Мать-Родина . И ни чего , дошли и спустились . А народу как в автобусе в час пик в СССР . Если не лень , то нет ни чего не возможного .
05.02.2017 в 11:12

Константин
Для не сильных или ленивых можно заехать со стороны 2й продольной и спускаться вниз.
17.06.2014 в 10:35

Достопримечательности Волгограда: Мамаев Курган (родина Мать), дом Павлова и вечный огонь

Город-герой Волгоград расположен в нижнем течении реки Волги, протянувшись на 90 км по ее правому берегу. Население – около 1 миллиона человек. В южной части города начинается Волго-Донский канал, соединивший Волгу и Дон.

История Волгограда

История города связана с Великой Отечественной войной. Здесь в 1942 году произошла Волгоградская битва, в ходе которой была уничтожена крупная группировка фашистских войск. Город практически полностью был разрушен. Большинство достопримечательностей Волгограда связано с его подвигом во время обороны города от фашистских захватчиков.

В 1965 за выдающиеся заслуги в годы Великой Отечественной войны, мужество и героизм Волгограду присвоили статус города-героя.

Первое упоминание о крепости Царицын, расположенной на небольшом острове на Волге, появилось в 1589 году. Этот год считается годом основания Волгограда. По одной из версий название Царицын происходит от тюркского Сары-су, что означает “жёлтая вода”. Крепость служила для обороны Волжского пути от степных кочевников. После пожара в начале 17 века город был заново построен на правом берегу Волги. История Царицына неразрывно связана с именем Степана Разина, а также с его обороной от крымских и кубанских татар. В 1721 году Царицын приобрел статус города. С 1780 года он стал уездным городом Саратовской губернии. В 1862 году через город была проложена железная дорога. С 1925 года Царицын был переименован в Сталинград.

Достопримечательности Волгограда

Мамаев Курган – Родина Мать

Мамаев курган – это главная высота, за которую шло сражение в Сталинградской битве. Здесь вся земля была искорежена снарядами и погибшими воинами. Для увековечивания подвига погибших в этом сражении солдат в 1967 году в Волгограде был открыт мемориал Мамаев курган. Центральная его скульптура – монумент Родина-мать зовёт.

Начинается мемориал с горельефа “Память поколений”, на котором изображены фигуры людей, идущих с венками и приспущенными знамёнами к вершине кургана, чтобы почтить защитников Отечества. 12 гранитных ниш на Входной площади представляют города-герои: Москву, Ленинград, Киев, Минск, Одессу, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тулу, Крепость-Брест, Мурманск и Смоленск.

На площади «Стоявших насмерть» – скульптура воина, выходящего из реки, чтоб защитить Родину. Поднимаясь по гранитной лестнице, расписанной барельефами с фигурными композициями, мы слышим сводки информбюро того времени и военные песни. Стены-руины символизируют клятву Сталинградских защитников – «Ни шагу назад» и призыв «Только вперёд!». На площади Героев – шесть скульптурных композиций, рассказывающих о подвигах бойцов, санитарок, а также моряков в последней битве под Сталинградом; о женщинах, работавших в тылу и на фронте; о подвигах командиров и о знаменосцах.

Имена 7200 защитников Сталинграда увековечены на красных знаменах из смальты в Зале воинской славы. В центре Зала находится монумент – факел с вечным огнем. Из Зала боевой славы мы выйдем на площадь Скорби, где расположен монумент скорбящей матери, на руках которой погибший воин. Рядом небольшой бассейн – Озеро слёз.

На вершине Мамаева кургана – скульптура “Родина-мать зовёт” – главная достопримечательность Волгограда и символ города. Ее фигура видна из любой точки города, а также за несколько километров от города, с теплоходов, прибывающих в Волгоград. (Высота фигуры – 52 м, меч – 33 м, фундамент – 16 м). Это самая большая скульптура в мире. Ее вес 8000 тонн.

Дом Павлова в Волгограде

В сентябре 1942 года создалась угроза прорыва немецких захватчиков к Волге в районе площади 9 января. Четырьмя бойцами под руководством Якова Павлова был захвачен и превращен в опорный пункт четырехэтажный дом. На третий день прибыло подкрепление, доставившее пулеметы и противотанковые ружья. 24 бойца под командованием сержанта Якова Павлова удерживали оборону в течение 58 дней до начала наступления наших войск. Немцы атаковали по несколько раз в день. Но Павлов со своими бойцами отражали огонь противника. Солдаты воевали в условиях перебоев с поставкой еды и воды. А во все время обороны с 23.09.1942 по 25.11.1942, пока не началось контрнаступление, в подвале дома жили люди. Подвиг бойцов, защищавших дом, увековечен мемориальной стеной-памятником на торцевой стене дома со стороны площади им. В. И. Ленина.

После Великой Отечественной войны было установлено, что Яков Павлов действительно сражался в Волгограде, но руководил обороной дома лейтенант Иван Афанасьев. 4 мая 1985 г. была открыта вторая мемориальная стена-памятник на торцевой стене дома, со стороны улицы Советской (см. фото), посвященная трудовой доблести бригады А. М. Черкасовой, которая восстановила разрушенный дом.

Вечный огонь в Волгограде

От набережной Волги к Площади павших бойцов идет небольшая улица – Аллея героев. В 1985 году здесь был открыт мемориальный памятник, посвященный Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, ушедшим на фронт из Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. Площадь павших борцов, ранее Александровская площадь, связана не только со Сталинградской битвой. Здесь над братской могилой расположен обелиск в честь всех защитников города, погибших в Гражданской войне. После ожесточённых боев во время Великой Отечественной войны 4 февраля 1943 года в могилу было произведено дозахоронение останков более ста защитников Сталинграда. Здесь высится 26-метровая стела из чёрного и красного гранита. А с 1 февраля 1963 года на Площади Павших борцов в Волгограде горит Вечный огонь в память о мужестве и героизме всех защитников города.

Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане

Идея воздвигнуть в городе-герое Волгограде величественный монумент в память Сталинградской битвы возникла сразу же по окончании боевых действий. С 1945-1955 гг. в стране проводился конкурс на его проект и в результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР скульптор Е. В. Вучетич.

Авторский коллектив памятника:

Главный скульптор:
Е. В. Вучетич.

Главный архитектор:
Я. В. Белопольский.

Архитекторы:
В. Л. Демин, Ф. М. Лысов.

Скульпторы:
М. С. Алешенко, В. Е. Матросов, Л. М. Майстренко, А. А. Мельник, В. А. Моргунов, В. С. Новиков, А. А. Тюренков.

Руководитель инженерной группы:
академик Н. В. Никитин.

Строительство мемориала велось около 9 лет, торжественно открыт 15 октября 1967 года.

Мамаев курган — место, которое самым непосредственным образом связано с событиями II Мировой войны, с периодом Сталинградской битвы. 140 дней и ночей войска 62-й армии под командованием В. И. Чуйкова (13, 52 гвардейские стрелковые дивизии, 95, 112, 284 дивизии, 10 дивизии войск НКВД и др.) стояли насмерть на склонах Мамаева кургана, занимавшего ключевую позицию в боях за Сталинград. Поэтому, кто владел курганом в то время, тот владел и городом. Вот почему, удержать эту высоту в своих руках было вопросом жизни или смерти. О том, какой ожесточенный характер носили бои за эту высоту, подтверждает тот факт, что сразу после битвы на каждом квадратном метре земли Мамаева кургана обнаруживали от 500 до 1250 осколков от снарядов. Весной 1943 года не зеленела здесь даже трава.

Создавая известный мемориал, авторы стремились воссоздать образы героических защитников Отечества, сделать очевидным для потомков их огромное желание победить; ощутить на себе атмосферу боевых действий великой битвы на Волге, дать возможность современнику почувствовать себя участником Сталинградской битвы.

Мемориальный комплекс представляет собой ряд архитектурно- пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. По мере поднятия на курган, перед взором открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала. Он представляет собой высшую форму монументального искусства.

В основном все скульптурные композиции выполнены в железобетоне. Тротуары и площади замощены гранитом. Вода в бассейнах символизирует великую русскую реку Волгу.

Композиционным центром комплекса является скульптура «Родина-мать зовет!». Статуя господствует над городом и видна на десятки километров.

Величественный монумент создавался в течение трех лет. По первоначальному проекту холм должна была венчать двухфигурная композиция: Родина-мать со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдат с автоматом, преклонивший колени и целующий колосья. Потом авторский замысел изменился. Ведь несмотря на то, что победа под Сталинградом знаменовала собой коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, до окончательной победы было еще далеко.

Автор комплекса Евгений Вучетич продолжал творческий поиск, и в конце концов появилось новое решение — динамичная, порывистая фигура женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. Левой рукой она указывает на запад, в стремительном движении призывая своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом. Суровое волевое лицо, развевающиеся на ветру волосы и одежда — все это олицетворяет непреодолимую силу, экспрессию и страстный призыв к наступлению, к освобождению своего Отечества. По словам члена авторского коллектива заслуженного архитектора Ф. М. Лысова, «новое предложение явилось логичным, высоко эмоциональным завершением того героического пафоса, которым насыщены все скульптурные композиции комплекса».

Общая высота скульптуры с мечом – 85 метров. Общий вес сооружения – 8 тыс. тонн.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector