arslogistik.ru

Монумент независимости Казахстана в Алматы и его история

Монумент Независимости Казахстана

Алматы: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Алматы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (38)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Автовокзалы (2)
    • Горнолыжные курорты (3)
    • Озера (5)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Парки развлечений (2)
    • Парки (4)
    • Аэропорты (1)
    • Музеи (16)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Театры (5)
    • Зоопарки (1)
    • Национальные парки (2)
    • Храмы, соборы, мечети (2)
    • Рестораны и кафе (1)
  • Забронировать отель в Алматы
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Алматы
  • Советы об Алматы

Метро ст. «Проспект Абая» линии «А»
Автобус ост. «Пл. Республики», № 32, 45, 70, 124, 205; ост. «Проспект Назарбаева (ул. Сатпаева)», № 121; ост. «Проспект Абая (проспект Назарбаева)», № 2, 63, 86, 127

Сегодня Монумент Независимости Казахстана — одна из главных достопримечательностей города. Архитектор Ш. Валиханов воплотил в проекте свое видение Казахстана в наши дни. Помимо Валиханова, в воплощении амбициозного проекта участвовала большая команда талантливых архитекторов, скульпторов и строителей: возведение монумента потребовало нескольких лет упорного труда, поиска нестандартных архитектурных, композиционных и конструкторских решений. При создании Монумента Независимости Казахстана в Алматы использованы символы республики: Байтерек и Золотой человек.

В честь этого величественного памятника, символизирующего обретение свободы народом республики, были выпущены многочисленные памятные монеты и юбилейные медали. Многие гости Алма-Аты посещают Монумент Независимости Казахстана и делают возле него памятные фотографии. Архитектурные решения, реализованные в проекте, делают монумент и площадь, на которой он установлен, одним из самых популярных мест в бывшей столице Казахстана.

История

В 1990 году был объявлен суверенитет Казахстана, а в 1991 — его государственная независимость. Открытие памятника на центральной площади состоялось в соответствии с особым указом первого президента Республики спустя пять лет после обретения Казахстаном независимости — в 1996 г.

Считается, что у Монумента Независимости Казахстана есть «брат»: идея установки на главной площади столицы памятника независимости появилась у Н. Назарбаева в ходе официального визита в Египет. В этой стране также есть монумент, посвященный независимости, и установленный в городе Луксор. При осмотре египетской достопримечательности президента посетила мысль создать подобный памятник на родине. В этой поездке Назарбаева сопровождал автор будущего монумента, которому впоследствии и выпала честь реализации проекта.

Архитектура

Мемориал является центральной частью большого комплекса, имеющего более 180 метров в ширину. Композиционный центр — устремленная в небо стела высотой 28 метров. По внешнему виду она напоминает кулпытасы — древние искусственные сооружения, найденные на территории Казахстана. Составной частью композиции на самом верху является скульптура героя национального эпоса — Золотого человека. Легендарный правитель изображен управляющим крылатым барсом: он олицетворяет твердость и незыблемость государственной власти в республике. Основанием композиции служит полукруглый постамент, размещенный в центре площадки, замощенной брусчаткой. Так как здесь установлен Золотой человек, символ независимого Казахстана, иногда монумент называют «памятник Золотому человеку в Алматы».

Монумент удивительно сочетается с окружающим ландшафтом. При взгляде наблюдателя издалека, от края площади, монумент гармонирует с линией двух многоэтажных зданий, на фоне которых он расположен. При приближении к центру площади Монумент Независимости Казахстана визуально устремляется вверх, в небо, зрительно выделяясь из окружающего городского ландшафта.

На стеле высечена дата получения республикой независимости. У основания монумента размещены скульптурные изображения героев национального фольклора: Матери-земли и Мудреца-неба. Кроме того, подножие памятника украшают скульптурные изображения детей, скачущих на жеребятах: они символизируют не только молодость республики, но и большое будущее, которое ждет казахский народ. Фигуры ориентированы по четырем сторонам и вписаны в четырехугольник, что придает всей скульптурной композиции ощущение монументальности и надежности.

Один из фрагментов скульптурной композиции Монумента Независимости Казахстана — отлитая из бронзы книга, в которой запечатлен отпечаток руки первого президента республики. Традицией для посетителей скульптурного комплекса стало загадывание желаний, положив руку на отпечаток ладони Назарбаева.

Стелу полукругом окружают десять барельефов. На них запечатлены основные вехи истории Казахстана, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью. По замыслу создателей, число десять символизирует наступившую эпоху благополучия и благоденствия казахского народа. На барельефах, кроме скульптурных изображений, высечены афоризмы прошлых лет, а также современности.

Панорамный вид на Монумент Независимости Казахстана в Алматы:

Как добраться до Монумента Независимости Казахстана

Величественный монумент располагается на центральной площади бывшей столицы Казахстана — площади Республики в Бостандыкском районе, по ул. Сатпаева, напротив городской администрации. Сюда можно доехать на автобусах:

  • Остановка «Пл. Республики», № 32, 45, 70, 124, 205;
  • Остановка «Проспект Назарбаева (ул. Сатпаева)», № 121;
  • Остановка «Проспект Абая (проспект Назарбаева)», № 2, 63, 86, 127.

Ближайшая станция метро — «Проспект Абая» линии «А», от нее до памятника можно дойти пешком за 10–15 минут.

Чтобы добраться до Монумента Независимости Казахстана в Алма-Ате, можно заказать поездку на такси: в городе работают Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, а также местные службы Эконом Такси, Discount.

Монумент Независимости Казахстана на видео:

Монумент независимости Казахстана в Алматы и его история

В преддверии главного государственного праздника нашей страны я хотел бы поведать о том, как возводился архитектурно-скульптурный комплекс “Монумент независимости Республики Казахстан”. Его создание и проектирование было нелегким делом. Понадобились огромное терпение и титанические усилия, чтобы построить это сооружение.

Мы постарались вложить в него все знания как кардинальных основ, так и тончайших деталей традиционной казах­ской культуры и истории. Инициатором и вдохновителем создания монумента был президент Нурсултан Назарбаев.

В начале 1990-х я в составе государственной делегации ездил в Египет. В этой стране, в городе Луксоре есть знаменитый храм. На подходе к нему перед большим пилоном возвышается одинокий обелиск.

Вначале их было два. Из истории известно, что Наполеон Бонапарт при завоевании Египта увез один из них во Францию (ныне он находится в Париже, на площади Согласия). Нурсултан Абишевич, увидев обелиск, сказал: “Почему бы и нам в Алматы не поставить подобный памятник в честь нашей независимости?”

По возвращении домой, помня предложение президента, я организовал авторскую группу из талантливых молодых скульпторов и архитекторов – выпускников Санкт-Петербургской академии художеств, московских, алматинских архитектурно-художественных школ, близких мне по духу и творческой направленности. Работу начали с изучения мирового опыта создания подобных памятников.

Итальянской архитектурой XVI века были “открыты” два типа монументов: колонна и триумфальная арка. Колонна императора Трояна в Риме, Александрийская колонна в Санкт-Петербурге, Вандомская колонна в Париже, колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне, Триумфальная арка на площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля)…

Все эти шедевры были сооружены одним методом: из греко-рим­ской ордерной системы бралась колонна (дорическая, ионическая или коринфская) с капителью, и на нее водружалась скульптура.

Мы пошли другим путем, больше опираясь на связь с народным искусством, сложившимися традициями. Наша кочевая культура оставила свои памятники. На степных просторах казахских земель издалека видны на возвышенных местах вертикали сынтасов, кулпытасов, каменные изваяния воинов или женских фигур.

Благодаря мастерству каменных резчиков архитектурно-художественные формы этих вертикалей выглядят сплетенными из причудливых узоров, иногда они покрыты родовыми знаками (тамга) или надписями, несущими определенную информацию.

Опираясь на практику создания монументов как на Западе, так и на Востоке, мы искали самобытное, достаточно оригинальное решение, близкое к народному искусству и традициям. Были разработаны шесть вариантов будущего монумента, и один из последних одобрили в верхах: 13 июля 1995 года вышло постановление президента РК “О сооружении в г.Алматы монумента независимости”.

Его решили установить в Алматы на площади Республики. Комплекс представляет собой целостное художественное произведение, синтезирующее архитектуру, скульптуру, тексты изречений выдающихся деятелей науки, культуры и государства.

В его замысле счастливо соединились многовековая история государственности казахского народа и первые шаги новейшей истории независимости, обретенной Казахстаном в конце ХХ века. За время, прошедшее с момента открытия, он стал одним из ярких и узнаваемых символов нашего молодого суверенного государства.

Особенности этого градостроительного узла – формы участка, рельеф, характер окружающей архитектуры – дали плоть и кровь комплексу, усилили самобытность и оригинальность его построения. Экспозиция пространства комплекса растянута горизонтально на 180 метров. Центром композиции стала 28-метровая вертикальная пластическая стела, напоминающая рельефные мангышлакские кулпытасы.

Было принято решение, что колонну должна венчать фигура человека. Поначалу мы задумали установить фигуру младенца, символизирующего нашу вновь обретенную независимость, но, посовещавшись, пришли к выводу, что правильнее будет установить скульптуру батыра, олицетворяющего всех наших предков, павших в борьбе за свободу родной земли. Поэтому силуэт стелы очень органично завершается 6-метровой скульптурой Золотого человека.

Он словно запечатлен в полете на крылатом барсе и символизирует собой твердую государственную власть на земле казахов. Его гордая осанка, зоркий взгляд свидетельствуют о вселенской свободе духа, присущей сыну степей и гор.

Вертикаль стелы принадлежит пространству, а не зданиям. Чем ближе подходим мы к ней, тем резче и динамичнее она устремляется в небо.

Дети-всадники символизируют молодость и будущее нашей республики. С другой стороны, отец, мать и дети составляют семью – основу государства и рода человеческого. Фигуры вписываются в квадрат – символ устойчивости и прочности.

По обеим сторонам стелы подковообразно, по кругу, подобно диадеме, размещены десять рельефно-скульптурных стенок, чередующихся с кулпытасами и несущих художественно-образную нагрузку, которая придает всему комплексу осмысленность. В них нашли отражение исторические темы с древнейших времен до наших дней.

Число 10 (количество стенок) выбрано не случайно. По Пифагору, это величайшее число, оно объемлет все арифметические и геометрические пропорции. Художественно-пластическими средствами здесь отображены образование государства, защита Отечества, годы великих бедствий, национально-освободительные движения, Великая Отечественная война, декабрьские события 1986 года, провозглашение независимости. Каждый рельеф – незабываемая страница родной истории.

Малые архитектурные формы – скамейки, гранитные блоки для надписей, цветники – располагаются по двум сторонам центрального большого круга. На наклонных плоскостях шести гранитных блоков высечены образцы петроглифов и памятников древнетюркской письменности, встречающихся на просторах Казахстана.

Абсолютные размеры монумента, его объемное построение, пропорциональный строй и стилистика продиктованы условиями восприятия, соразмерностью к масштабам площади и человека. В соотношениях целого и частей комплекса предусмотрены гармоничные пропорции. Объемные фигуры ориентированы на юг – в сторону гор.

Полностью художественный образ комплекса раскрывается при осмотре его со всех сторон, предполагая множество интересных и неожиданных ракурсов. Он прекрасно вписан в ансамбль всей площади Республики, на которой начиналась история независимости нашей страны.

На уровне глаз человека крупными буквами на кулпытасах на казахском и русском языках (клинописью) выбиты афоризмы-изречения прославленных личностей прошлого и настоящего. У казахов испокон веков существует обычай прикасаться рукой к национальным святыням. Учитывая этот ритуал, мы разместили у подножия стелы раскрытую книгу со следом ладони. На книге – древнетюркская надпись “Сеч авын!” – “Выбери и блаженствуй!” Человек может стать счастливым, если будет иметь возможность выбора.

Со временем монумент стал единым символом страны, независимости, города. Метафорой единства, прошлого, настоящего и будущего казахской истории, культуры и государственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector