Памятник в болгарии
Достопримечательности Болгарии
Топ достопримечательностей (657)
Архитектурно-исторический заповедник «Старый Пловдив» – превосходно сохранившийся комплекс. Античные здания и здания образца Национального возрождения Болгарии были адаптированы мастерами к современной жизни, чтобы каждый гость смог прочувствовать настоящий дух истории.
Собор Святой Софии располагается в центре столицы Болгарии, недалеко от церкви Святого Александра Невского. Это один из древнейших софийских храмов и его история непосредственно связана с историей города.
Римские термы города Варна являются одним из ценнейших памятников культуры города. Найти их можно на пересечении улиц Хан Крум и Сан-Стефано. В 1968 году они были объявлены архитектурно-строительным памятником национальной культуры.
Монастырь Святых Петра и Павла находится на высоте 1650 метров над уровнем моря в Западных Родопах, недалеко от туристического центра Бяла-Черква, в 30 км юго-западнее города Пловдив. Это самый высоко расположенный монастырь в Болгарии.
Созополь – это древнейший город на берегу Черного моря на юге Болгарии. Благодаря своему богатому историческому прошлому Созополь является не просто морским курортом, но и местом, где собрано множество культурно-исторических памятников.
Акваполис – парк водных аттракционов, красивейший в Восточной Европе, располагается на главной дороге из курортного комплекса Ривьера в комплекс Албена, в северо-западной части Золотых Песков. Дизайном парка и его сооружением занималась испанская фирма Action Park Multiforma Group.
Приморский парк, созданный в конце XIX века чешским архитектором парков Антоном Новаком, располагается на морском побережье неподалеку от центра города Варна и представляет собой прекрасный райский уголок, где можно отдохнуть от суеты современного города.
Музей соли – уникальный в своем роде на территории Болгарии и всей Восточной Европы. Он появился в городе Поморие, который находится северо-восточнее Бургаса. Открылся музей в сентябре 2002 г., в нем представлен процесс производства соли благодаря испарению морской воды на солнце.
Успенский собор является кафедральным православным собором города Варны. Располагается в самом центре города, на площади св. Кирилла и Мефодия. Возведение храма было начато в 1880 году по инициативе царя Болгарии Александра I Баттенберга.
В 18 км. от болгарского города Варна находится долина, носящая поэтическое название «Каменный лес». На площади 70 квадратных километров находится множество колонн из камня диаметров до трех и высотой до семи метров.
Остров святой Анастасии (с 1945 по 1990 гг., во времена строительства в Болгарии коммунизма, – остров Большевик) – это остров в Черном море, принадлежащий Болгарской Православной Церкви. В 1924 г.
Балтата – это пойменный лес, который является самым северным среди европейских лесов лианного типа. Его называют природной жемчужиной. Балтата представляет собой богатую базу для научных биологических изысканий.
Парк танцующих медведей – уникальное явление не только для Болгарии, это место единственное в своем роде. Находится на юге гор Рила, в 20 километрах от города Банско, рядом с городом Белица. Этот парк можно назвать центром реабилитации медведей, которых выкупили у цыган.
Баня-Баши-мечеть – это исламский храм, находящийся городе София. Инициатором и спонсором строительства выступил мулла Эфенди Кады Сейфуллах, из-за этого иногда мечеть также называют «Кады Сейфуллах» или «Молла Эфенди» (кстати, раньше неподалёку от храма находилась и могила муллы).
Археологический музей города Бургас является отделением Регионального городского исторического музея, в который также входит Этнографический и Естественнонаучный музеи. Находится Археологический музей в помещениях бывшей женской гимназии.
Город Баня расположен в Пловдивской области, на южной стороне хребта Стара-Планина. Относится к муниципалитету Карлово, а от столицы Болгарии удален почти на 150 километров, если двигаться по Подбалканскому направлению.
Заповедник Бистришко-Браниште находится на юге от Софии в Болгарии и входит в территорию природного парка Витоша. С 1934 года заповедник является охраняемой зоной. Цель защиты этого места – сохранение хвойного леса и травянистой высокогорной растительности на его территории.
Морской парк в городе Бургас – популярная среди туристов достопримечательность. Протяженность парка составляет 7 километров вдоль морского побережья. Таким образом, с центральной парковой аллеи открываются превосходные морские пейзажи.
Художественный музей изобразительного искусства, именуемый «Национальная галерея зарубежного искусства» и расположенный в городе София, – это настоящая жемчужина для любого ценителя искусства. Открытие галереи произошло в 1985 году во многом благодаря Фонду Людмилы Живковой.
Пещера Дьявольское горло расположена в Западных Родопах в Болгарии. Неподалеку от пещеры находится Триград, а в 17 км г.Девин. Туристов в Дьявольское горло привлекают пещерные образования величественной красоты, их в этой пещере нет, а таинственность и экстремальность здешних мест.
Символ «советской оккупации»: кто в Болгарии борется с памятниками солдатам-освободителям
Во Второй мировой войне Болгария участвовала на стороне Гитлера, консервативное правительство Богдана Филова поддерживало фашистские идеи.
При этом к России в Болгарии традиционно относились как к братской стране, и идея отправить болгар воевать против русских не получила бы поддержки в обществе. Но немецкие войска чувствовали себя в этой стране как дома, а болгарская армия помогала Германии воевать в Греции и Югославии. Кроме того, местная промышленность работала на германскую военную машину.
Вместе с тем в Болгарии действовали мощные отряды Сопротивления. Сразу же после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР болгарская компартия призвала к поддержке справедливой борьбы Советского Союза. Болгарское Сопротивление было одним из самых массовых в Восточной Европе. В нём приняли участие десятки тысяч человек. Но окончательное освобождение страны от прогитлеровского режима стало возможным только благодаря Красной армии.
Так, в сентябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта вступили на территорию страны. Болгарская армия не оказала сопротивления. В Софии началось восстание, которое свергло правительство гитлеровцев. Советских солдат-освободителей болгары встречали цветами.
Братская память
В Болгарии традиционно увековечивали память русских военных, которые в XIX веке помогли стране сбросить турецкое иго и получить независимость. Неудивительно, что после очередного освобождения болгары начали устанавливать памятники советским солдатам.
Так, 60 лет назад в Пловдиве открылся самый известный монумент, посвящённый освобождению страны от фашизма. Памятник советскому воину возвышается на 11 метров.
Официально скульптурная композиция (в неё входят ещё и два барельефа, украшающие постамент) называется «Памятник Советской армии». Но весь мир знает монумент под именем «Алёша». Через несколько лет после его установки советский поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский написали песню «Алёша»:
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ветры шумят,
Стоит над горою Алёша —
В Болгарии русский солдат.
Песня пользовалась такой популярностью в Болгарии, что даже стала гимном города Пловдив.
В качестве модели для «Алёши» скульптор Васил Радославов использовал фотографию советского фронтового разведчика, участника освобождения Болгарии Алексея Скурлатова.
Позднее Юрий Луковский, однополчанин Алексея Скурлатова, рассказал журналистам о приятеле: «В мае сорок пятого, когда праздновали победу, Скурлатов посадил себе на плечи двух болгар — и давай с ними выплясывать! При этом, казалось, он ещё и третьего может поднять!»
Эту пляску русского богатыря видел участник Сопротивления Методи Витанов. В 1944 году он работал на телефонной станции — там они со Скурлатовым и познакомились.
«Алёша был рослый, плечистый, с русым чубом, чистыми синими глазами, весельчак», — вспоминал Витанов о своём русском друге позднее, когда эта история стала известна во всём СССР и в братских странах.
О том, что именно он стал прототипом знаменитой статуи и героем песни, сам Скурлатов узнал лишь в 1974 году, когда Методи Витанов решил найти своего боевого товарища и отправил в журнал «Огонёк» обращение к бывшим связистам военных лет с просьбой помочь отыскать настоящего Алёшу.
Алексей Иванович тогда работал слесарем в селе Овчинниково Алтайского края. Он прочитал заметку в журнале и узнал себя. В 1982 году Алексей Скурлатов поехал в Болгарию — на площади Пловдива собралось огромное количество людей, советского героя песней про Алёшу встретил хор, а администрация города присвоила Скурлатову звание почётного гражданина.
Скверна национализма
Прошли годы, и политические взгляды болгарского руководства изменились. «Переоценка ценностей» произошла в конце 1980-х, с началом в Болгарии местной перестройки.
Для начала власти Пловдива отказались от городского гимна, а также попытались снести «Алёшу». Пловдивские «демократы» заявляли, что монумент является символом «советской оккупации». Тогда скульптуру смогли отстоять местные жители. Они подключили к протестам общественность и ветеранов. Некоторые из них даже пригрозили самосожжением в случае, если попытки снести памятник не прекратятся.
Точку в противостоянии властей Пловдива и болгарского общества поставил в 1996 году Верховный суд Болгарии. Он запретил трогать монумент, поскольку тот является памятником Второй мировой войны.
Но злоключения «Алёши» продолжаются и по сей день. Националистически настроенные вандалы уже несколько раз оскверняли памятник. Только в 2017 году это происходило дважды: в марте и в июле.
С комментариями по этому поводу выступала официальный представитель МИД России Мария Захарова:
«В связи с происшествием нашим посольством в Софии была направлена нота в МИД Болгарии с требованием обстоятельного расследования инцидента, привлечения к ответственности виновных и принятия надлежащих действий по приведению мемориала в порядок».
Польская память
К сожалению, непростые времена памятники советским воинам переживают не только в Болгарии. В некоторых странах бывшего СССР (например, в Прибалтике и на Украине) борьба с советским прошлым поставлена практически на поток, а сообщения о ликвидации того или иного мемориала приходят едва ли не каждый месяц.
Особые «успехи» в ликвидации памяти о тех, кто освобождал их страну от фашизма, демонстрируют правящие круги Польши.
В июне 2017 года польский Сейм принял поправки в местный закон о декоммунизации, который подразумевает снос около 500 советских монументов. 21 октября 2017 года эти поправки вступили в силу.
Нынешняя версия закона пока делает исключение для кладбищ, а также объектов, которые не находятся на всеобщем обозрении. Однако инициатор принятия закона — Институт национальной памяти — призывает подумать и над «декоммунизацией» захоронений.
По мнению экспертов, этот закон вписывается в общую концепцию политики нынешнего польского руководства по пересмотру истории. Советские солдаты объявляются оккупантами, а воевавшие вместе с Красной армией против гитлеровцев бойцы Армии людовой, 1-й и 2-й армии Войска польского — пособниками оккупантов.
«Это не осложнит отношения Варшавы и Москвы, потому что хуже уже некуда, некуда осложнять. Трудно себе представить, что ещё может произойти, — сказал в интервью RT старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Вадим Волобуев. — Худшая ситуация по сравнению с нынешней — только война».
Памятник в болгарии
Войти
Алеша долго не знал, что ему поставили памятник…
Болгария мне запомнилась не только пляжами и старинными домиками в национальном стиле. Еще весной, когда только-только была запланирована эта поездка, я поставила условием «съездить к Алеше».
О том, что в Болгарии стоит памятник русскому солдату Алеше, знают все. Все слышали песню «Стоит над горою Алеша», многие назовут город, над которым установлен монумент, но не все знают, что у памятника есть реальный прототип. И очень романтичная, но грустная история.
Памятник Алеше, установленный над Пловдивом, был открыт в 1957 году. Тогда, 60 лет назад, настоящий Алеша даже не догадывался, что ему ставят памятник с легкой руки его военного друга…. Живя в деревне на Алтае он вообще не сразу узнал о существовании памятника.
Алексей Скурлатов прошел всю войну – он ушел на фронт в сентябре 1941 года в возрасте 19-лет и встретил победу в Болгарии. До того, как Алеша оказался в Болгарии, он воевал у деревни Крюково, под Тверью и Ржевом, на Курской дуге. На него ДВАЖДЫ (!) приходили похоронки. В 1943 году он, не будучи убитым, все-таки умер бы под завалами земли, если бы одна из медсестер не увидела торчащие из земли сапоги и не пригляделась бы внимательнее – у «убитого» солдата дрожали веки. «Я убит под Ржевом» – про таких, как Алексей Скурлатов. «У деревни Крюково погибает взвод» – тоже про него. И «Жди меня, и вернусь, всем смертям назло» – тем более. Он служил в разведке.
В сентябре 1944 года Алексей Скурлатов, переведенный из-за тяжелых ранений из артиллерийской разведки в связисты и отправлен в Болгарию – налаживать связь между Софией и Пловдивом. И там подружился с участником болгарского сопротивления Методи Витановым. 9 мая они встретили вместе, Алеша танцевал, держа на плечах двух болгар, а Методи сфтографировал танцующего друга.
В 1948 году у жителей Пловдива появилась идея установить памятник русским воинам-освободителям. Методи Витанов передал фотографию фронтового друга одному из скульпторов – Василу Радовславову. Был объявлен конкурс, победителем которого был признан вариант «Красный богатырь», созданный под руководством Васила Радославова. Методи Витанов, увидев памятник, узнал в нем Алексея Скурлатова и, не долго думая, написал на постаменте «Альоша». Надпись долго не стирали, и скоро все стали называть железобетонного солдата этим именем.
В 60-х годах была написана песня «Алеша», ставшая настолько популярной в Болгарии, что до 1989 года она была гимном Пловдива.
Алексей Скурлатов слышал эту песню, но не догадывался, что песня – о нем. Лишь в 1974 году Методи Витанов написал письмо в самый популярный советский журнал «Огонек», рассказал о друге, фотографии и надписи на памятнике и попросил помощи в розыске друга. Ему переслали фотографию Алексея Скурлатова и скоро настоящий Алеша получил письмо: «Я нашел тебя, Алеша!»
На этом романтика истории заканчивается.
Алексей Скурлатов, ставший почетным жителем Пловдива, дожил до того дня, когда в 1989 году власти Болгарии вдруг решили, что памятник необходимо снести, так как он является символом советской оккупации. Противники коммунизма обливали монумент черной краской, мэр Пловдива объявил Алешу своим личным врагом и решил переделать памятник в… в гигантскую бутылку Кока-Колы. Страшно представить, что творилось в душе у Алексея Скурлатова, когда он следил за новостями.
Алеша остался стоять на своем месте исключительно благодаря жителям города – они круглосуточно дежурили у памятника, русские ветераны, живущие в Болгарии, пообещали сжечь себя в случае уничтожения Алеши. После трех попыток снести или реконструировать памятник, верховный суд Болгарии постановил, что Алеша – памятник Второй Мировой войны и сносу или переделке не подлежит.
Сфотографировать памятник, к сожалению, можно только снизу или сбоку – все фотографии Алеши, на которых он смотрит на вас, сделаны с вертолета.
Настоящий Алеша прожил долгую жизнь – он умер в 2013 году, в деревне Налобихе в Алтайском крае, где и родился в 1922 году.
Железобетонный 11,5-метровый Алеша по-прежнему стоит над Пловдивом на холме Освободителей (холм Бунарджик). Рядом с ним установлен монумент другим русским освободителям в честь завершающего сражения в русско-турецкой войне:
Территория вокруг Алеши, когда мы поднялись на гору, выглядела грустно и пусто. И не только из-за сорокаградусной жары. У подножия – высохший бассейн (хочется надеяться, что хотя бы 9 мая в него наливают воду) и заброшенное здание (то ли сувенирный магазин раньше был, то ли кафе, то ли еще что-то).
Зато Пловдив как на ладони:
А еще на холме растут ели, посаженные советскими космонавтами:
Хочется верить, что жители Пловдива по-прежнему ценят памятник и знают историю о настоящем Алеше. И приходят к нему не только 9 мая и в день освобождения Болгарии. Но мы никого не видели.
3 важнейших советских памятника в Болгарии
Ровно 56 лет назад в болгарском Пловдиве был установлен знаменитый памятник «Алёша», тот самый «Болгарии русский солдат» из известной песни. В честь этой даты мы расскажем о памятниках советской эпохи в Болгарии и о том, как они поживают сегодня.
«Алёша», Пловдив
Разумеется, «Алёша» – это неофициальное название памятника, который правильно именовать памятником советскому солдату-освободителю. Но народное прозвище прицепилось к нему настолько прочно, что используется всегда и повсеместно. Имя, как и внешность, одиннадцатиметровому солдату из железобетона с пистолетом-пулемётом ППШ подарил натурщик, рядовой красноармеец Алексей Скурлатов, с образа которого конгломерат скульпторов и ваял символ советской Болгарии и города Пловдив.
В настоящее время «Алёша» стоит на том же месте, пусть и в более запущенном, но более или менее достойном состоянии. Это касается и всего мемориального комплекса на холме Бунарджик. И это по-своему удивительно, если учесть, что после падения коммунистического режима памятник пытались демонтировать трижды. В первый раз в 1989 году как символ (по мнению радикальных националистов) советской оккупации Болгарии. Но тогда народные патрули жителей Пловдива и угрозы ветеранов партизанского движения совершить публичное самосожжение отменили планы местной администрации. После этого попытки демонтировать «Алёшу» производились дважды – в 1993 и 1996 годах, – пока Верховный суд страны не постановил, что исторический монумент памяти Второй мировой войны трогать ни в коем случае нельзя.
Памятник Советской армии, София
Расположенный в самом центре болгарской столицы, на сегодняшнем бульваре Царя-освободителя, этот памятник действительно можно счесть слегка шовинистическим. Болгарские рабочий и крестьянка с главной скульптурной композиции будто ищут защиты у советского солдата, являющегося ее центром, что по замыслу группы авторов должно было выражать признательность всех болгар русским. Остальные элементы – барельефы батальных сцен.
За памятник Советской армии в Софии депутаты местного совета «бодаются» регулярно с 1993 года, когда впервые была обнародована идея по демонтажу монумента. В этом случае Верховный суд Болгарии жирную точку в вопросе не поставил, поэтому дискуссии возобновляются чуть ли не каждый год, из-за чего скульптура и барельефы находятся в перманентно запущенном состоянии. Сами жители Софии подошли к проблеме творчески – молодые художники часто используют символ (по мнению одних) освобождения и (по мнению других) оккупации в качестве холста. Патриотическо-героические скульптуры регулярно превращаются в арт-объекты – то солдат «нарядят» супергероями из американских комиксов, то, помня о Давиде Черны, раскрасят в розовый цвет.
Памятник болгаро-советской дружбе, Варна
Не просто памятник, а мемориальный музей в удивительно живописном месте был построен к 1978 году усилиями нескольких десятков тысяч волонтёров по проекту болгарских скульпторов и архитекторов Евгения Барамова, Алеши Кафеджийского и Камена Горанова. Скульптурная композиция девушек в народной одежде и солдат в красноармейских шинелях, вечный огонь и прекрасно исполненная по тем временам иллюминация. Даже вне исторического контекста памятник болгаро-советской дружбе – это большой шедевр социалистического реализма.
В настоящее время монумент собираются реконструировать при финансовой помощи Европейского Союза – он находится в действительно плачевном, заброшенном состоянии. Вечный огонь, расположенных на территории мемориала, и 180 мощных ламп, освещавших памятник в тёмное время суток, погасли ещё в девяностые годы. Бронзовые буквы внушительных размеров надписи «Дружба от векове за векове», ранее украшавшей вход в комплекс, обвалились и исчезли, а сама территория превратилась в незаконный склад автомобильных покрышек. Монументу за забвением в буквальном смысле грозит обрушение, но, как и прошлые два, похоже, он останется на своём месте.
Памятник Алеше в Болгарии
В Болгарии есть город Пловдив, в котором на окраине высится холм Бунарджик. С болгарского языка название холма переводится, как «холм освободителей». На данном холме установлен известный памятник простому советскому солдату. В народе монумент давно окрестили «Алешей».
История «Алеши»
В 1948 году, как раз тогда, когда в памяти жителей Болгарии еще были свежи воспоминания о войне, у горожан Пловдива зародилась идея, согласно которой они хотели установить на холме в своем городе скульптуру, символизирующую воина-освободителя.
Инициатива создания «Алеши» исходила от народа. Правительство изначально не издавало никаких указов по поводу этой статуи. Идея памятника пришлась по душе многим. Поэтому 9 мая было принято решение создать комитет по его установке, председателем общественной инициативы был выбран генерал Асен Греков.
Еще через год был объявлен всеболгарский конкурс по созданию проекта статуи. В финал вышли две творческие группы. Одна группа представила проект «Победа», другая презентовала комиссии «Красного Богатыря». Именно идея русского богатыря пришлась всем по вкусу. Тогда памятник русскому солдату начали создавать по второму макету, автором которого был Васил Радославов.
Живой прообраз памятника
Облик воина-освободителя писался с реального человека. Им стал рядовой Алексей Скурлатов, который служил в 10 отделении лыжного батальона на Украинском фронте.
Так сложилась жизнь, что Алексей в 1944 году восстанавливал под Пловдивом связь. Его фронтовым другом был телефонист Витанов. Война закончилась, пути друзей разошлись, но у Витанова на память осталась фотокарточка Алексея. Ее он отдал скульптору проекта, когда узнал о том, что в городе будут устанавливать памятник.
Общий облик скульптуры соответствует одежде фронтовиков Советской армии.
Антисоветская пропаганда в Пловдиве
«Алешу» за историю его существования пытались несколько раз снести. В 1989 году группа активистов собирала подписи в пользу сноса памятника, но жители города пригрозили властям самосожжением, если скульптура будет демонтирована.
Спустя 4 года мэр Пловдива вновь попытался организовать мероприятие по демонтажу монумента, и снова жители городка вступились за памятник.
В 1996 году местный суд постановил снести «Алешу», но Верховный суд страны отклонил данное решение, так как памятник был признан важным историческим сооружением, напоминавшим людям о Второй мировой.
Композиторы Ваншенкин и Колмановский создали песню, посвященную «Алеше», которая долгое время являлась гимном Пловдива. Затем поэт-песенник Рождественский посвятил «Алеше» свои стихи.
В 2007 году в честь памятника провели торжественную церемонию, так как исполнилось 50 лет с момента его возведения. Помимо праздника в этот год были выпущены памятные открытки с изображением «Алеши». Сегодня монументу ничто не угрожает, он признан важной болгарской достопримечательностью и находится под охраной властей.
Что представляет собой «Алеша»?
Скульптура выполнена из железобетона. В высоту монумент тянется к небу на 11,5 метров. В руке солдата пистолет-пулемет, направленный в землю.
«Алеша» установлен на шестиметровой площадке. Она же является смотровой, откуда можно разглядеть «Алешу» подробнее.
На самом постаменте возможно увидеть надписи, славящие советскую армию и простых солдат. Скульптура очень важна для большинства жителей Пловдива, она является неотъемлемой частью истории города, а также частью истории освобождения болгарского народа от захватчиков.