arslogistik.ru

Памятники архитектуры казани

Памятники архитектуры казани

  • Главная страница
  • Архитектура Казани
  • Гостиница для Пушкина

Петропавловский собор – песня песней

Петропавловский собор — ценнейший памятник архитектуры — явление в провинциальном зодчестве почти исключительное. Он стоит на возвышенном месте, перекликаясь своими формами, устремленными ввысь, с вертикалями башен Казанского Кремля, и как бы парит над городом, обогащая его силуэт.

Строительство собора было осуществлено на средства богатого казанского купца-промышленника, владельца казенной суконной мануфактуры Михляева в честь пребывания в 1722 году в Казани Петра I перед его походом к берегам Каспийского моря. Строительство этого собора начали в 1723 году. С его постройкой очень торопились и пригласили местных мастеров, которые из-за недосмотра и неопытности допустили ошибки в кладке стен и сводов, и почти законченный храм. рухнул. Узнав об этом, Петр I прислал в Казань опытных каменщиков и зодчих, которые заново возвели Петропавловский храм, закончив его постройку в 1726 году. К сожалению, до сих пор мы не знаем имен создателей этого великолепного архитектурного творения. Ясно лишь одно — оно выполнено руками талантливых мастеров в стиле русского барокко.

Медресе «Мухаммадия» – то самое здание

«В истории татарской культуры часто упоминается медресе «Мухаммадия».

Более 200 лет прошло с тех пор, как возводился дом, где располагалась крупнейшая из мусульманских школ-медресе России — «Мухаммадия», известная в конце XIX — начале XX вв. демократической направленностью в обучении и выступлениями шакирдов (учащихся). Именно здесь сформировался талант многих общественных деятелей татарского народа, в том числе Г. Камала, Ф. Амирхана, X. Ямашева, К. Тинчурина, К. Якубова.

Высокое трехэтажное здание обращает на себя внимание, прежде всего своим необычным расположением: оно стоит под углом к улице, имеет своеобразную форму и оформление фасада.

От института благородных девиц до Суворовского училища

Улица Толстого, 14. Таков адрес Казанского суворовского училища. Среди зданий, в которых оно расположилось, есть добротный старый дом, памятник истории и архитектуры первой половины XIX века.

Место для здания выбрано как нельзя более удачно: на высоком берегу Казанки в старой липовой роще (казанцы называли ее Неёловой). Это один из самых живописных уголков, к тому же расположенный в центральной части города.

Здание построено в 1838 -1844 гг. по проектам М.П. Коринфского и Ф.И. Петонди. Заканчивал строительство зодчий А.И. Песке. Им были внесены небольшие изменения в планировку здания и оформление фасада. В 1933 -1936 гг. здесь надстроен третий этаж (архитектор Ашмарин).

Кого готовил институт благородных девиц

Дом, предназначенный для института благородных девиц, возводился на средства казанской помещицы Анны Николаевны Родионовой. Поэтому официально институт назывался Родионовским (с разрешения императора Николая I).

Институт открылся в 1841 году. Обучались в нем девушки из дворянских семей, получая профессию домашних учительниц. Учащиеся проводили в институте все время. Даже летом не разъезжались по домам на каникулы, отдыхали, гуляя в своем прекрасном парке.

Казанский цирк. От шапито к “летающей тарелке”

В 1995 году исполнилось 105 лет со дня основания Казанского государственного цирка. Цирк был основан в 1890 году и первоначально располагался на Черном озере рядом с парком на перекрестке нынешних улиц Чернышевского и Дзержинского. Сейчас на этом месте находится автостоянка. Основали цирк братья Никитины — цирковые артисты и предприниматели Дмитрий Александрович, Аким Александрович и Петр Александрович. Они построили в 1879 году первый Русский цирк в Пензе, а в 1890 году — в Казани. Цирк был не очень большой, деревянный и уютный.

Богатые люди сидели в первых рядах и в ложах зрительного зала, а те, у кого не было денег, смотрели представление с галерки на самом верху. 1 сентября 1912 года в газетах сообщалось, что в Казань приехал Шаляпин и 31 августа присутствовал на представлении в цирке Никитиных.

По случаю торжественного мусульманского праздника Уразы было подготовлено блестящее представление в трех отделениях. Цирк был переполнен. Выступали приглашенные на гастроли знаменитые гимнасты — 12 арабов из Марокко. Выход А. Никитина с четверкой дрессированных лошадей сопровождался овациями. Братья Костанди, китайская труппа с медвежонком, упражнения на вращающейся лестнице, группа Амом. В третьем отделении встречались пять пар борцов.

Башня Сююмбике. Домыслы, слухи

«В истории башни Сююмбике всегда было много болезненных вопросов. Сейчас пришло время посмотреть правде в глаза. » – так объяснил необходимость Проведения «круглого стола» для историков, археологов, архитекторов, геологов и геофизиков заместитель Директора заповедника «Казанский кремль» Нияз Халитов.

Лет десять назад, с его точки зрения, обсуждать состояние и статус башни Сююмбике было бы рискованно. Не секрет, что Казанский кремль не сохранив себе ничего татарского. Хотя доказано, что именно здесь начиналась Казань, здесь похоронены первые ханы и здесь когда-то находились главные татарские святыни. Поэтому татарстанцам сегодня хочется верить, что один памятник тех времен все же сохранился и что это – башня Сююмбике. Неспроста же, мол, она увенчана полумесяцем, а у ее подножия издавна молятся мусульмане.

Мосты в Казани

Мостов казанских перетруженные спины.

Казалось бы, нехитрая штука — мост. Ну, стоит себе и стоит, и не обращаешь не него внимания, даже если проезжаешь по нему ежедневно. А представьте, себе, что все казанские мосты и мостики вдруг в одночасье исчезли — все движение было бы моментально парализовано!

А теперь попробуйте мысленно перенестись на сто лет назад, когда еще не ездили через Казанку и Булак трамваи и автобусы, не было на дорогах рельсов и асфальта. Мосты тогда появлялись и исчезали: хрупкие деревянные конструкции то сметались ледоходом, то разрушались от интенсивной эксплуатации.

Национальный музей РТ

Неизвестные страницы истории

Известно, что официальное открытие городского музея в Казани состоялось сто лет тому назад – 5 апреля 1895 года в час дня. Но материалы архивов и периодической печати тех лет свидетельствуют: казанский городской музей функционировал в бывшем здании Гостиного двора уже с 1894 года! Да и нарядный фасад свой здание обрело не в 95-м году, как считают многие историки и архитекторы, а значительно раньше.

Газета «Казанский телеграф» за 9 января 1895 года подтверждает этот факт. На первой полосе она помещает броское объявление: «В помещении городского музея на Воскресенской улице, против здания Городской думы только четыре дня с 12 по 16 января сего года с благотворительной целью имеет быть Выставка художественных произведений и изящных искусств с продажею выставленных вещей. Сбор с выставки в пользу Казанского Попечительного о бедных Комитета Императорского Человеколюбивого Общества с стоящим при нем Дамским Отделением. Выставка открыта с 12 до 4 часов дня. Цена за вход с благотворительным сбором 22 копейки».

Императорский Казанский университет

До революции в России после окончания бесплатной начальной школы, где преподавали закон Божий, русский язык, арифметику да чистописание, если на то позволяли средства (с пансионом — как минимум 350 руб. в год!) поступали в платную гимназию. Классическая гимназия была 7-классной с. 8-летним сроком обучения (7-й класс – двухгодичный). Почти половина учебного времени приносилась в жертву латыни и греческому.

Вершиной пирамиды была «альма матер» — Российский Университет!

Дом Хусаинова

На самой живописной, а возможно, и первой улице древней Старо-Татарской слободы, история которой уходит корнями в век тринадцатый, а может, и ранее, стоит симпатичный трехэтажный дом, выходящий окнами на озеро Кабан. Дом этот ныне жилой и находится в самом конце улицы Ш.Марджани, известной многим поколениям казанцев как улица Комсомольская. Люди, живущие в нем, знают, что дом их очень древний и принадлежал некогда известному в Казани купцу Хусаинову.

От барокко до конструктивизма. Гид по архитектурным стилям Казани

Автор — Анастасия Тонконог

Барокко

Согласно легенде, купец Михляев возвёл каменный собор после того, как Пётр I отпраздновал у него свое 50-летие. Храмовый комплекс построен в честь апостолов Петра и Павла и выдержан в стиле нарышкинского барокко. Он резко выделяется среди городской архитектуры яркими деталями — клетчатым куполом, обвивающей его каменной виноградной лозой и другими растительными орнаментами. С 1742 по 1842 годы Петропавловский собор пережил пять пожаров, а с 1950 года перепрофилирован в планетарий. С 1989 года двери собора снова открыты для прихожан.

Адрес: ул. Мусы Джалиля, 21

Возвести в Казани каменный мусульманский храм разрешила лично Екатерина Великая: вплоть до 1773 года строить мечети в Российской Империи категорически запрещалось. Мечеть, названная в честь содержащих её купцов, сочетает в себе «московское» барокко и татарское декоративное искусство. Другие её названия — байская (от слова «богатый») и пещерная (вероятно, связано с рельефом местности, где стоит храм).

В 1872 году у здания появился двухэтажный пристрой, а еще спустя десять лет — кирпичная ограда и одноэтажная лавка. Со временем мечеть «выросла» еще на два этажа — третий надстроили в советское время для создания детского сада. В этот же период здание лишили декоративных элементов и минаретов, которые восстановили только к 2011 году.

Адрес: ул. Каюма Насыри, 27

Классицизм

Гостиный двор с давних времён являлся важнейшей городской локацией: здесь находился центр общественной жизни — татарский базар. В 1797 году здание почти полностью сгорело, так что его отстроили заново, но уже из камня. Спустя 20 лет и еще один пожар, в Гостином дворе открыли первый в городе общедоступный музей: для этого архитекторы увеличили окна и добавили эклектичный шатер, а в советский период надстроили еще два этажа и жилой дом. В результате сейчас на классицизм можно посмотреть только в центральной части здания, где находится вход в Национальный музей РТ.

Адрес: ул. Кремлевская, 2

Здание Дворянского собрания (сейчас Казанская ратуша), построили после крупного пожара в 1854 году. Архитектор Коринфский задумал его как шедевр русского классицизма, но проекту добавили деталей итальянского палаццо.

Гордостью Дворянского собрания были бальный зал на 800 человек, гостиные комнаты и огромные зеркала. Здесь проходили концерты, благотворительные вечера и выступления известных музыкантов и поэтов — Скрябина, Рахманинова, Шаляпина, Маяковского и Бурлюка. В XX веке здание приспособили под общественные нужды — сначала отсюда объявили о создании СССР, затем разместили госпиталь и Дом офицеров. На баланс города Дворянское собрание вернули в 1996 году, с тех пор на месте двухэтажного дома находится четырёхэтажный особняк с подвесными потолками и финскими стеклопакетами на окнах.

Архитектурный ликбез. Девять казанских зданий в стиле эклектика

Вторая половина XIX столетия — время эклектики, которую за долгую историю существования наконец признали самостоятельным направлением в архитектуре. Для нового выпуска рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил основателя проекта «Глазами инженера» Айрата Багаутдинова объяснить, почему «эклектика» не самый точный термин для построек конца XIX века, а архитектора Ольгу Блатову — рассказать о девяти казанских зданиях того периода.

основатель проекта «Глазами инженера», автор книги «Что придумал Шухов», экскурсовод

Слово «эклектика» означает смешение стилей. Но искусствоведами, а вслед за ними и журналистами этот термин используется для обозначения архитектуры 1830−1900-х годов. Это немного путает, потому что в тот период строили здания, выдержанные в строгом, чистом стиле — то есть не эклектичные. И наоборот — эклектика как метод была всегда, есть она и сегодня. Поэтому для обозначения этой эпохи я предпочитаю использовать понятие «архитектура выбора». Оно хорошо объясняет, что происходило в те времена.

Важнейшая черта — в методе проектирования, а не стилевых особенностях. Архитектор получил возможность выбирать, какого стиля он будет придерживаться: хочет — выбирает классику, которая была магистральной до этого времени, хочет — готику, хочет — русский стиль, хочет — смешивает стили или, наоборот, не смешивает. Эта возможность выбора — основная черта эпохи.

Зачастую выбор стиля определялся исходя из своеобразного понимания функциональности будущего здания. Для банка, например, логично использовать ренессанс: банки появились в эту эпоху, и ренессанс создает правильные ассоциации — чего-то надежного и старинного. Если ты строишь загородную усадьбу, то она вызывает ассоциации, допустим, с французским шато, поэтому она будет выглядеть как шато. Поэтому конкретные стилевые черты эпохи, которую принято называть эклектикой, определить невозможно: в русском стиле были свои черты, в готическом — другие.

Возникновение архитектуры выбора в XIX веке связано с несколькими причинами. Во-первых, это рост национальной идентичности — в предшествующий период мышление шло империями и династиями. Отсюда очень много национальных архитектур: Англия делает готику, Россия делает русский стиль и так далее. Во-вторых, это последствия промышленной революции: появились новые материалы — чугун, сталь, стекло, железобетон, которые нужно было оформлять отдельным способом, что заставило архитекторов искать другие «языки» кроме классики. Третья причина — развитие истории и археологических раскопок. После наполеоновских войн возникает очередной скачок интереса к Египту. В России впервые задумываются о русской архитектуре и начинают ее осмыслять.

Еще один важный процесс — смена заказчика. Появляется частный предприниматель, ему необходимы фабричное строительство и доходные дома как вид бизнеса. Последние нуждаются в богатом декорировании, чтобы привлечь клиента и увеличить стоимость квадратного метра. Особняки же должны конструировать ощущение элитарности для новых богачей — аристократии капитала, а не рода, крови.

Сложно выделить период расцвета эклектики. Я бы обозначил период в целом — 1840−1900-е годы. В России строительный и экономический бум пришелся на рубеж веков — 1870−1910-е годы — в связи с отменой крепостного права, когда ее последствия докатились до экономики. Но это не значит, что стиль созрел, — просто зданий и архитекторов в этот период было больше.

Рассуждать о важности архитектуры выбора в масштабе страны нельзя: феномен был присущ всему миру. Мы можем говорить о роли архитектуры выбора во всеобщем архитектурном процессе, и она была достаточно интересной. Она как бы готовила почву для дальнейшего освобождения архитектора от гнета канона и перехода к самостоятельному творчеству. До середины XIX века архитекторов учили строить как в эпоху Ренессанса — по Альберти, Виньоле, Палладио. Им обязательно нужно было проектировать колонны, ставить на них фронтон и соблюдать все пропорции. Архитектура выбора, на первый взгляд, тоже копирует предшествующие образцы, но архитектор получил возможность творить самостоятельно в рамках заданных правил. Например, он мог взять ренессансное здание и повесить на него готические детали, что невозможно с точки зрения канона. Таким образом архитектор почувствовал себя изобретателем, а не человеком, выполняющим определенную программу. Это предопределило эпоху модерна и вообще весь ХХ век.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector