Современная архитектура роттердама
Причудливая архитектура Роттердама
Роттердам производит совсем другое впечатление, нежели Амстердам. Это второй по величине город Голландии, центр машиностроения и крупный транспортный узел. Так, роттердамский порт до 2004 г. считался крупнейшим в мире (но остается крупнейшим в Европе). Еще город славится своей архитектурой, здесь расположились известные архитектурные фирмы, такие как OMA и MVRDV.
Современная архитектура – яркая, разнообразная, противоречивая, как и весь город.
Пешеходная улица. В отличие от Амстердама, здесь заметно меньше туристов, да и вообще людей на улицах.
Креативный офис международной юридической фирмы Loyens&Loeff.
Старые верфи превратились в городскую достопримечательность.
Еще одна отличная иллюстрация того, как архитектура влияет на популярность города: рынок Markthal и кубические дома. Эти постройки были созданы в разное время и обе являются местами притяжения туристов и местных жителей.
Рынок был спроектирован архитектурным бюро MVRDV и торжественно открыт королевой Нидерландов 1 октября 2014 года.
Здание рынка имеет площадь 95 000 м2, высоту 40 метров, длину около 120 метров и ширину 70 метров — большого футбольного поля. Его ребра являются жилым домом, куда вместилось 228 квартир.
Рынок традиционный по своей сути: торгуют как местными продуктами, так и привезенными, работают кафе и закусочные, где можно поесть и выпить.
Кубические дома – это ряд домов, построенных в Роттердаме по новаторскому проекту архитектора Пита Блома в 1984 году. Дома стоят на улице Оверблаак, недалеко от одноименной станции метро. Радикальным решением Блома было то, что он повернул параллелепипед дома на 45 градусов и поставил его углом на шестигранный пилон. С высоты птичьего полета комплекс имеет замысловатый вид, напоминающий невозможный треугольник.
На верхнем этаже иногда разбивают небольшой сад. Стены и окна по отношению к полу наклонены под углом в 54,7 градусов. Общая площадь квартиры составляет около 100 квадратных метров, однако около четверти пространства является непригодным для использования из-за стен, которые находятся под углом.
Архитектура Роттердама: путешествие в будущее
Роттердам — это Диснейленд для фанатов архитектуры. Чуть ли не каждый дом хочется рассматривать, разгадывать секреты гравитации, находить новые, неожиданные элементы — и дивиться, как в одном месте смогли понастроить столько диковинных зданий, пригодных для жизни, работы и всяческих удовольствий. Правда, один из самых ярких, современных и динамичных городов в Нидерландах был таким не всегда: перед нами — пример того, как трагические события могут стать стимулом для полного перерождения.
Первое знакомство
Лучше всего приезжать в Роттердам на поезде: так его красота захватит с первых минут. Покинув станцию, достаточно развернуться, поставить чемодан на асфальт и лицезреть одно из самых необычных зданий в мире. Роттердамский вокзал устремлен ввысь, будто застывшая на старте птица из стекла, стали и дерева.
В любом другом городе такой объект перетянул бы все внимание на себя, но в Роттердаме он — всего лишь звено в цепочке чудес.
Это город амбиций, площадка для архитектурных экспериментов, как Дубай или Доха, но возведенные с более тонким вкусом и изощренной фантазией. Вместо того чтобы погибнуть после войны, он развивается три четверти века в абсолютном соответствии с потребностями своих жителей, уверенно идет в ногу с эпохой. Здесь удобно жить, учиться, работать, перемещаться, кататься на велосипеде — в общем, это арт, но очень практичный и функциональный.
Страничка истории
14 мая 1940 г. в 13:28 Роттердам наполнил зловещий звук, похожий на жужжание пчелиного роя. Он шел с востока и вызывал панический страх. Через минуту рой оказался прямо над крышами — тогда город напоминал с высоты Амстердам с его извилистыми каналами, деревянными и кирпичными домиками. А 15 минут спустя военные самолеты (конечно, никакие не пчелы) повернули назад, оставив промышленное сердце Нидерландов, крупнейший на тот момент порт мира полыхать в огне.
Роттердам горел 6 дней, пока 25 тыс. жилых и 11 тыс. коммерческих зданий не обратились в пепел.
18 мая, когда костры еще не догорели, городские чиновники собрались, чтобы наметить план действий. Отстроить все заново по старым чертежам? Логичный выбор: именно его позже сделают Варшава, Ковентри и десятки других разрушенных городов — неосведомленный турист даже не догадается, что перед ним не средневековые улочки, а виртуозная реконструкция. Но путь Роттердама оказался иным: архитектор Виллем Виттевен взялся за полное перерождение города, желая создать нечто новое, грандиозное и монументальное.
А в 1944 г. все изменилось вновь. Роттердам по-прежнему находился под немецкой оккупацией, когда промышленник Цис ван дер Леув созвал еще одну встречу под грифом «секретно» — в маленькой комнате в здании собственной чайно-табачно-кофейной фабрики. Которое, кстати, само по себе архитектурный шедевр: Ле Корбюзье даже назвал его «красивейшим зрелищем эпохи модерна». Ван дер Леув с единомышленниками пришли к выводу, что Виттевену не хватает гибкости — еще немного, и он возведет мощный, но безликий город, вдохновленный Рейхом. С подачи энтузиастов на место главного архитектора назначили Корнелиса ван Траа, гораздо более свободного и радикального в своих планах. Именно тогда и родился современный Роттердам — один из самых впечатляющих городов планеты.
Продолжение экскурсии
Полюбовавшись на здание вокзала, стоит прыгнуть в трамвай и доехать до станции «Блаак». Выйти из-под навеса, напоминающего павлиний хвост, и столкнуться лицом к лицу со знаковыми архитектурными объектами конца 20—начала 21 веков. Справа — Кубический дом Пита Блома: вереница из 39 домов-кубиков, балансирующих на собственных вершинах под странными углами. Слева — исполинская арка «Марктхол» (оф. сайт на англ.), не имеющий аналогов крытый рынок с интегрированным жилым комплексом. Лаконичный фасад из серого камня не может сдержать буйства красок: изнутри арка обшита алюминиевыми панелями, образующими гигантское художественное полотно.
На рынке больше 100 магазинов и киосков со всевозможными вкусностями, от блинчиков и вафель до устриц и сыров.
Для знакомства с роттердамскими достопримечательностями не нужен путеводитель: они тут на каждом шагу. Возвращаемся к трамвайной остановке и смотрим на здание по адресу Blaak, 8. Это обычное офисное сооружение, но нет — и форма дома, и игра трапециевидных окон завораживают, удивляют. Здание по Blaak, 31 будто сложено детской рукой из стеклянных панелей: внизу — отличный итальянский ресторан, наверху — офисы налоговой компании, планирующей отстроить еще и филиал в виде песочных часов. Просто потому что это Роттердам, детка.
Выбор отеля
Большинство туристов выбирают гостиницы по месторасположению, комфорту и стоимости. Но если речь о Роттердаме, на первом плане вновь архитектура. Низкий и плоский CitizenM из знаменитой цепочки напоминает то ли оружейный склад, то ли начальную школу 1970-х. Фешенебельный Marriott расположился в 35-этажном небоскребе Миллениум-тауэр. А Wikkelboat — новехонький плавучий дом-отель из 24 слоев картона, пришвартованный в самом центре и оснащенный зоной для барбекю.
И снова прогулка
Конечно, есть в Роттердаме и европейская классика: например, Старая гавань, чудом уцелевшая в злополучной бомбежке, с элегантной застройкой 16-18 веков. Или Белый дом — первый в Европе небоскреб, напоминающий замок из-за венчающих его башенок. Или храмы: изящная церковь отцов-пилигримов и позднеготическая Св. Лоуренса.
В окрестностях Роттердама притаилась деревушка Киндердейк с хрестоматийными голландскими мельницами.
Но взгляд неизбежно возвращается к современности: Эразмусову мосту с ассиметричным пилоном, символом возрождения. К Евромачте, похожей на корабельную, с великолепной смотровой площадкой. Даже к обычным кафе вроде просторного Dudok (Meent, 88) в промышленном здании или модернистского Hugh (Kruiskade, 15), названного в честь архитектора Хью Маасканта. Этот город вдохновляет: сначала — обращать больше внимания на привычные жизненные пространства. А затем — и преображать их, смело, ярко, по-роттердамски.
Архитектурный гид: Роттердам
Самые впечатляющие здания второго по величине города Голландии
Похожий на европейский Дубай своими небоскребами и смелыми дизайнерскими проектами, второй по величине город Голландии своей красотой обязан трагедии. В 13.28 10 мая 1940 года весь исторический центр Роттердама был уничтожен бомбардировкой Люфтваффе: почти 100 тонн бомб превратили город в пустыню. Сегодня его архитектурный облик поражает воображение. Доказательство — 10 самых ярких зданий Роттердама.
Мост Эразма
Открытый в 1996 году мост стал одним из символов Роттердама благодаря узнаваемой асимметричной конструкции. Высота пилона придуманного сооснователем и главным архитектором бюро UNStudio Беном ван Беркелем подвесного моста — почти 140 метров.
KPN Tower
В конце моста возвышается 98-метровый небоскреб, построенный в 2000 году по проекту Ренцо Пьяно (Renzo Piano) для корпорации KPN Telecom. Благодаря почти 900 светильникам на фасаде проецируются слоганы, реклама и анимация.
Кубические дома Пита Блома
В 1984 году на улице Оверблаак в самом центре Роттердама появился этот необычный жилой квартал. Источником вдохновения для голландского архитектора Пита Блома послужил невозможный треугольник шведского художника Оскара Реутерсварда — фигура, противоречащая математическим законам.
Церковь Pauluskerk
Протестантская церковь св. Павла появилась на улице Mauritsweg еще в 1960-м. Однако ее решено было перестроить, и в 2013 году открылось новое футуристическое здание по проекту Уилла Алсопа (Will Alsop). Помимо помещений для служб и обрядов, здесь также есть спальные места для бездомных — двери церкви всегда открыты для нуждающихся.
Офисное здание Willemswerf
В 1984 году перед архитектором Вимом Квистом (Wim Quist) стояла непростая задача: уместить на небольшом пространстве в районе порта здание огромной площади — 37 000 кв. м. В итоге появился Willemswerf — вытянутый в длину небоскреб высотой 94,5 метра. Сейчас в здании разместились офисы датского транспортного гиганта Maersk.
Всемирный портовый центр
Всемирный портовый центр построен в 2000-м году Норманом Фостером. Полукруглая башня высотой 124 метра стала неотъемлемой частью городского пейзажа Роттердама.
Плавающие павильоны
Голландия исторически противостоит водной стихии. По инициативе городских властей в 2013 году в гавани Роттердама пришвартованы «Плавучие павильоны» — три полушария, оснащенные солнечными батареями. В созданных по проекту архитектурных бюро Deltasync и PublicDomain Architects павильонах проводят мероприятия и читают лекции.
Вокзал Rotterdam Centraal
Новый железнодорожный вокзал Роттердам-Центральный открылся в 2015 году. Под стеклянным куполом, на котором установлены солнечные батареи, находятся станции скоростных поездов и пассажирские залы. Авторами масштабного проекта стали бюро Benthem Crouwel Architekten, MVSA Meyer en Van Schooten Architecten, West 8 Urban Design & Landscape Architecture, объединенные в корпорацию Time CS.
Рынок Markthal
Первый крытый рынок в Голландии появился в 2014 году. Особенность здания по проекту бюро MVRDV — 40-метровая арка, украшенная изображениями цветов, ягод и фруктов. Также здесь нашлось место для парковки и жилых квартир.
Небоскреб STC Group
Колледж транспорта и судоходства вдохновлен формой перископа. Здание высотой 70 метров, авторами которого стали архитекторы Ян Виллем Нойтелинг (Jan Willem Neutelings) и Михель Ридейк (Michiel Riedijk), было завершено в 2005 году.
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)