arslogistik.ru

Старый город в иерусалиме

Старый город в иерусалиме

В XI веке до н. э. Иерусалим, принадлежавший до того хананейскому племени иевусеев, был завоёван царём Израиля Давидом. Его сын, царь Соломон, расширил крепостные стены, и построил на горе Мориа Первый Храм.

После смерти Соломона в 928 году до н. э. еврейское государство раскалывается на государство Израиль на севере, объединяющее 10 из 12 колен Израилевых, и государство Иудея (объединявшее колена Иуды и Вениамина) с центром в Иерусалиме на юге. Северное царство к 716 году до н. э. было завоёвано царём Ассирии Саргоном II. В результате проводимой Ассирийской империей политики принудительных депортаций населения покорённых стран, десять северных колен полностью растворились среди других семитских народов Ближнего Востока.

В 586 году до н. э. Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором II. Последующее ослабление Вавилонии, и возвышение Персидской империи сделало возможным возвращение евреев из вавилонского пленения, и основание в 516 году до н. э. Второго Храма.

Завоевания Александра Македонского в IV веке до н. э. приводят к образованию на развалинах Персидской империи ряда эллинистических государств. Иудея подпадает под влияние греко-сирийского царства Селевкидов. Постепенно нарастает раскол евреев на эллинизированных и традиционно настроенных. В 168 году до н. э. царь Антиох IV Епифан оскверняет Второй Храм, посвятив его языческому богу Зевсу, и заклав на алтаре в Святая Святых свинью.

В 165 году до н. э. евреи восстали против греческого господства, восстание протекало под предлогом защиты религии. Ослабевшее к тому времени царство Селевкидов не смогло подавить восстание, принявшее характер войны за независимость. Иуда Маккавей очищает Храм, осквернённый греками. С 152 года до н. э. власть в Иудее переходит к священническому роду Хасмонеев.

Начиная с 20 года до н. э., вассал Римской империи, иудейский царь Ирод I Великий начинает амбициозную реконструкцию Храма, продолжавшуюся фактически до уничтожения города римлянами в 70 году н. э.

В 66 году н. э. в римской провинции Иудея вспыхивает восстание евреев против римского господства (см. Иудейские войны). Император Тит подавил восстание к 71 году н. э. В ходе борьбы с восставшими, римляне в 70 году н. э. разрушают Храм, и подвергают значительным разрушениям сам Иерусалим, уничтожив, в том числе, его крепостные стены. В ходе восстания погибают до 600 тыс. евреев, более миллиона проданы в рабство. В честь разрушения Иерусалима в Риме воздвигнута триумфальная арка.

В 130 году римляне основывают на развалинах Иерусалима военное поселение Элия Капитолина, от которого до нашего времени сохранились участки главных дорог — кардо (шедшей с севера на юг), и декуманус (шедшей с востока на запад). Новый город был посвящён Юпитеру Капитолийскому, чей храм был расположен на святой для евреев Храмовой горе (гора Мориа), где располагался Соломонов Храм. Это становится одним из поводов для второго большого восстания евреев против римлян — восстания Симона бар Кохбы (132—136).

Подавление восстания привело к гибели до 580 тыс. евреев, уничтожению 50 городов и 985 деревень. Стремясь уничтожить почву для новых восстаний, римский император Адриан запретил уцелевшим евреям появляться в Иерусалиме, а страну переименовал из Иудеи в «Сирия Палестина», в честь древнего племени филистимлян.

После распада Римской империи Иерусалим входит в состав Византии. После того, как император Константин Великий дал христианству статус государственной религии, Святую землю посещает его мать, императрица Елена. Она устанавливает принятые в настоящее время места событий Евангелий. На месте Голгофы, и на месте погребения Иисуса основан Храм Гроба Господня.

В 361 году римский император Флавий Юлиан разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 году строительство полностью прекращено из-за пожара; местное население к тому времени было преимущественно христианским, и относилось к строительству враждебно.

В 614 году персы завоёвывают Иерусалим; в 625 году контроль над городом возвращается к Византии.

В 637 году Иерусалим был завоёван мусульманами, вытеснившими из региона Византийскую империю. Завоеватель, арабский халиф Омар, в исламской традиции считается вторым из первых четырёх праведных халифов. Заняв Иерусалим, он гарантировал его обитателям жизнь, и посетил Храм Гроба Господня, но, однако, помолился в его дворе, не заходя внутрь самого храма.

В VII веке мусульмане строят на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, и монумент Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы).

В 1099 году крестоносцы занимают Иерусалим в ходе Первого крестового похода, перестраивают ряд ключевых христианских храмов.

В 1187 году султан Саладин отбивает Иерусалим у крестоносцев. Ключи от Храма Гроба Господня передаются Саладином мусульманской семье, и до настоящего времени переходят в ней по наследству, от отца к старшему сыну.

В 1191—1192 гг. в во время Третьего крестового похода христиане под командованием английского короля Ричарда I Львиное Сердце безуспешно пытались отвоевать Иерусалим у мусульман.

В 1219 году крепостные стены уничтожаются султаном Дамаска Муаззимом.

В 1229 году Иерусалим снова оказывается под властью крестоносцев, начавших восстаналивать крепостные стены, вскоре разрушенные эмиром Керака Даудом. В 1243 году христианам удалось вновь занять Иерусалим, однако уже в 1244 город был захвачен хорезмийцами, разрушившими крепостные стены. Город остался беззащитным перед нападением.

В 1247 году Иерусалим занимают египетские мамелюки.

С 1517 года, Иерусалим входит в состав Османской империи, правившей городом вплоть до поражения в Первой мировой войне. Основная часть современного Старого города была построена именно в этот период.

В ходе первой арабо-израильской войны 1948 года Старый город занят войсками Иордании, выбитыми из города в ходе Шестидневной войны 1967 года. Израильские десантники входят в Старый город через Львиные ворота, и занимают Храмовую гору. Через 36 часов руководство Израиля приняло решение о возвращении контроля над поверхностью Храмовой горы исламской организации ВАКФ.

На сегодняшний день население Старого города остаётся преимущественно арабским. Статус Иерусалима как «вечной и неделимой столицы Израиля» оспаривается палестинской стороной.

Старый город Иерусалима: что посмотреть, как он устроен

Что скрывают стены Старого города в Иерусалиме? Четыре лица «Небесного города». С пятым, современным Новым городом, вы уже знакомы.

Старый город невелик — всего 0,9 км². До 1860 г. он вмещал весь Иерусалим. Крепостные стены, окружающие его, воздвиг султан Османской империи Сулейман Великолепный. Но даже такой малюсенький город заставит человека, попавшего сюда впервые, задуматься: у Старого города целых 11 ворот — в какие входить и куда они приведут?

Ворота Старого города

Сразу исключаются Золотые — вы войдете в них лишь при условии, что вы ожидаемый евреями Мошиах (Мессия) или, как вариант, пророк Элиягу (Илия). Серьезно: они замурованы до пришествия Мессии — именно через них Он пройдет, чтоб попасть на Храмовую гору. Замуровал их все тот же Сулейман, по личным причинам султан не хотел видеть в городе еврейского Мессию. А мусульманское кладбище перед воротами — оборонительное заграждение для предшественника Мессии, Элиягу. Тот по происхождению является коэном (иудейским священнослужителем), а им нельзя проходить через кладбища во избежание осквернения ритуальной чистоты. Также запечатаны ворота возле Соломоновых конюшен и двое ворот Хульды в южной стене. Остается семь.

Войдя в Яффские ворота, вы сможете пересечь территорию Старого города с севера на юг и выйти из Львиных. Если войдете в Сионские — с запада на восток, выйдете через Дамасские. Эти две улицы, перекрещиваясь, делят Старый город на четыре квартала. Каждый — совершенно особенный, но не думайте, что это 4 обособленных «городка в городе». В Иерусалиме все перемешано — и люди, и святыни трех религий. Сразу за Яффскими воротами стоит крепость, называемая Цитадель. С башней Давида. Это первый и характернейший пример типичного иерусалимского коктейля. Глаза вас не обманут, башня Давида — действительно минарет!

Кварталы Старого города

Христианский квартал

Попасть сюда быстро можно также через Новые и Дамасские ворота. И пережить легкий культурный шок: этот квартал на северо-западе Старого города точно не Мусульманский? Откуда столько торгующих арабов? Они просто делают персональный маленький бизнес на сувенирах для туристов. Не покупайте тут еду, одежду, бижутерию и прочие полезные вещи. Местные никогда не отовариваются в этом месте! Все то же самое, но дешевле — в Мусульманском квартале.

Первая заметная особенность квартала — туристы. Их здесь больше, чем в любом месте Иерусалима! Весьма отражает популярность христианства в мире: именно здесь находится главная христианская святыня — Храм Гроба Господня с Голгофой. И Виа Долороса — маршрут Крестного Пути Христа — заканчивается здесь. Правда, начало его — в Арабском квартале.

Большинство кафе и ресторанов, если захочется тут перекусить, кучкуется на улице Давида и вдоль Христианской дороги. Много магазинов в Муристане — старейшей части квартала. Муристан стоит посетить и не ради шопинга: здесь находятся две интересные христианские святыни — храм Иоанна Крестителя и лютеранская церковь Христа Искупителя, она же Редимер. Как попасть в первый храм, чем полезен гостю Иерусалима второй и что удивительного можно еще увидеть в этом месте, вы узнаете из подробной статьи о Христианском квартале.

Мусульманский квартал, он же Арабский

Это самый большой квартал, занявший северо-восток Старого города. Вход — из трех ворот: Дамасских, Львиных и Иродовых. Описать это место можно двумя словами: восточный базар. Сплошь. Везде. И со всеми плюсами и минусами истинного восточного базара: здесь можно вовсю торговаться, сбивая цену на товар втрое, можно найти потрясающие эксклюзивные вещички и вкусную еду — но толкотня, гвалт, навязчивость торговцев и неизбежная грязь прилагаются. К тому же, этот квартал самый населенный — более 20 000 жителей.

Чтобы увидеть именно мусульманское «лицо» квартала, нужно пройтись по Цепной улице. Она — продолжение улицы Давида.

Христианских святынь здесь достаточно: церковь св. Анны и монастырь св. Иоакима и Анны (родителей Девы Марии), Вифезда, монастырь Бичевания в месте, где Ему досталось от римских солдат, арка EcceHomo (нет, Пилата тут не стояло!) и, собственно, Via Dolorosa , Путь Христа, начинающийся в Мусульманском квартале. Все остановки Христа на Крестном пути обозначены — но днем знаки могут быть, натурально, завешаны продающимися вещами. Подробно о главных достопримечательностях и других интересностях Мусульманского квартала — в статье о нем.

Еврейский (Иудейский) квартал

Непосредственно сюда проходим через Сионские и Навозные (Мусорные) ворота. Это сегодня… самый новый из всех четырех кварталов! Неудивительно: у квартала трудная судьба. В период захвата иорданской армией Иерусалима (1948) немногочисленное население — 2000 человек — было вынуждено срочно бежать от обстрела. Ни одно здание не осталось целым, из 35 синагог уничтожили 34.

После Шестидневной войны (1967) квартал был отбит у Иордании и восстановлен. Сегодня он самый чистый и достаточно спокойный — не сравнить с бурлящими Христианским и Мусульманским. А гулять здесь по-прежнему интересно — местные жители колоритно выглядят. Да и ведут себя также.

Как вести себя у Стены Плача и гулять по стенам Старого города, где искать интересные синагоги, как попасть на Храмовую гору, что любопытного в Сожженном доме, где «встретиться» с древними римлянами, некогда захватившими Иерусалим и какие памятные покупки сделать, читайте в подробной статье о Еврейском квартале.

Армянский квартал

Это самый маленький, тихий, зеленый и таинственный квартал из четырех. Пройти сюда напрямую можно через Сионские и Яффские ворота. Что любопытно — этот малюсенький квартал не кажется тесным, потому что он единственный в Старом городе позволил себе роскошь иметь сады и пустыри.

Только Армянский квартал запирается на ночь и отгорожен стенами от пространства Старого города. Но не весь — улица Армянского патриархата, тянущаяся от Яффских ворот к Сионским, открыта. Здесь — гостевые дома, магазины, рестораны (кухня армянская, но дорого — словно чтобы не привлечь, а отпугнуть туристов).

Община, проживающая здесь — вторая по древности пребывания в Иерусалиме после еврейской. И состоит из 200 человек плюс священнослужители. Периодически «понаезжают» семинаристы из США и Армении в количестве около сотни. Не следует думать, что жители Армянского квартала — единственные армяне Иерусалима. Просто другие — и их значительно больше — живут в Новом городе и ведут мирской образ жизни, не являясь прихожанами армянских церквей.

Фактически все достопримечательности Армянского квартала — духовного плана: храмы и монастыри, семинария, школа, музей Мардиджиан. А самая современная и неожиданная — футбольное поле! Оно находится в крайне интересном месте. И в жарких баталиях на нем встречаются местные «Месси» и «Роналду» из иудеев и католиков!

Лучший (и полезный) сувенир из Армянского квартала — керамика. Ее можно просто восхищенно разглядывать и использовать в качестве декора: она красочная и многофигурная. Можно применять и по прямому назначению: для готовки и эффектной подачи блюд на стол. У местной керамики есть свой секрет. О нем и других секретах Армянского квартала сможете узнать в нашей специальной более подробной статье.

Хотите изучить Старый город вдоль и поперек? Познакомиться со всеми его местными особенностями и достопримечательностями? Советуем отправиться навстречу новому вместе с местными русскоговорящими гидами. Выбрать и заказать увлекательную экскурсию можно по этой ссылке.

Надеемся, что вы насладитесь знакомством со Старым городом Иерусалима и его четырьмя кварталами!

Старый город, Иерусалим. Город трех религий

«О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем». М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Иерусалим, Иерушалаим, Вечный город, объединивший на своей небольшой площади сразу три религии – христианство, мусульманство и иудаизм. Один из древнейших городов мира, которому уже более 3000 лет. Упоминания о нем встречаются в Священных книгах – Библии и Торе. В наши дни территория за пределами его каменных стен обросла современными зданиями, в комплексе образовав израильскую столицу. Поэтому, то, что раньше считалось Иерусалимом, сегодня называется Старым городом. О нем и пойдет речь.

!!Факт: Иерусалимский Старый город зачислен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вполне заслуженно: древних достопримечательностей и религиозных святынь здесь хоть отбавляй. Куда не посмотри, попадешь на какую-нибудь церковь, мечеть, синагогу или другое культовое сооружение, с которым связана очередная легенда.

Честно признаюсь, что даже имея под рукой карту, я умудрилась не раз запутаться в лабиринте этих таинственных улиц. Например, от своего хостела до храма Гроба Господня я дошла минут за 15, а обратно к хостелу возвращалась целых 40. Приступ дезориентации меня посещал довольно часто. Хорошо, что навигации по кварталам помогают уличные указатели.

Еще один вариант — спрашивать дорогу к той или иной достопримечательности у местных жителей. Когда я гуляла по Мусульманскому кварталу, рыночные торговцы у меня сами спрашивали: «Храм?» Они прекрасно знают это слово даже на русском языке, и всегда подскажут вам короткий путь.

На каменных улицах вечного города. Платок мне пригодился не только в Храме, но и спас от жары.

Кварталы Старого города и его крепостные ворота. Вся территория условно разделена на 4 квартала: Христианский (Christian Quarter), Армянский (Armenian Quarter), Мусульманский (Muslim Quarter) и Еврейский (Jewish Quarter). Над двумя последними возвышается Храмовая гора (Temple Mount). Любопытно, что крепостные стены Старого города были построены при султане Сулеймане Великолепным – том самом, в честь которого был назван питьевой фонтанчик в Тель-Авиве-Яффо. Высота стен – от 5 до 15 метров, их толщина – до 5 метров, а общая протяженность – около 5 км.

«Дверьми» в Старый город служат восемь крепостных ворот: Яффские, Сионские, Мусорные, Золотые, Львиные, ворота Ирода, Дамасские и Новые. К каким-то из них подходит общественный транспорт – автобусы и трамваи. Остановки так и называются: например, Jaffa Gate.

Кстати, помните выражение «уставился, как баран на новые ворота»? По одной из версий, речь шла именно о иерусалимских Новых воротах. Якобы, через них арабы выгоняли скот на продажу.

Так уж повелось, что в Израиле без легенд дело не обходится. С вашего позволения, я приведу еще парочку. Согласно библейскому преданию, когда Иисуса вели на казнь, он вошел в Иерусалим через Золотые ворота, ведущие на Храмовую Гору. Львиные ворота тоже стали героями Библии — с них начинается Виа Долороза – «Скорбный Путь», который прошел Иисус перед казнью. На них изображены львы – один из символов города.

Вид на широкие и массивные Дамасские ворота. Рядом – традиционные лотки с сувенирами.

Город трех религий. Наверное, такого города я еще не встречала: на его небольшой территории мирно сосуществуют христиане, мусульмане и иудеи. Было не привычно наблюдать за подобным смешением культур.

Для каждой из этих религий существуют свои главные святыни, с каждой из которых мы с вами познакомимся отдельно.

  • Святыня евреев: Стена Плача
  • Святыни мусульман: мечеть Аль-Акса и Купол Скалы на вершине Храмовой горы
  • Святыни христиан: храм Гроба Господня
  • За пределами крепостных стен возвышается Елеонская (Масличная) гора с Гефсиманским садом.

В православную Пасху в Иерусалим съезжаются тысячи верующих. Я приехала сюда как раз за пару дней до церемонии Схождения Благодатного огня. Старый город буквально наводнили толпы народу. Любой желающий может присоединиться к Крестному ходу или поприсутствовать на церемонии в Храме Гроба Господня.

Иерусалимский вариант футболок от Хард Рок кафе.

Если у вас будет возможность, обязательно заберитесь куда-нибудь повыше, чтобы оттуда оценить впечатляющий вид на Старый город. Хостел, в котором я остановилась, как раз имел открытую крышу.

Антураж хостела выдержан в стиле Иерусалима: стены внутри тоже каменные. Он назывался «Цитадель». Хотя, кроме вида с его крыши, больше плюсов я в нем не нашла.

С закатом мне тоже не повезло. Вторая половина дня выдалась пасмурной. К вечеру солнышко старалось изо всех сил выглянуть из-за туч, но получалось у него с трудом.

«В это время солнце вернулось в Ершалаим и, прежде чем уйти и утонуть в Средиземном море, посылало прощальные лучи ненавидимому прокуратором городу и золотило ступени балкона». М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Сумерки над Иерусалимом: купол мечети Аль-Акса ночью таинственно подсвечивается.

Старый город Иерусалима

В Старом городе располагаются ряд святых мест ключевой важности: Храмовая Гора и Стена Плача для иудеев, Храм Гроба Господня для христиан, Купол Скалы и мечеть Аль-Акса для мусульман

Иерусалим — один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет.

Иерусалим является центром двух религий — иудаизма и христианства, немаловажное значение имеет и для ислама.

Иерусалим представляет собой смешение памятников истории, культуры, народов. Большинство достопримечательностей Иерусалима сосредоточено в Старом городе.

Старый город, район площадью 0.9 км², вплоть до 1860 г. представлял собой весь Иерусалим.

Старый город Иерусалим

Старый город — историческая часть Иерусалима, окруженная крепостной стеной.

Именно в Старом городе происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и именно здесь находятся практически все исторические места и достопримечательности города, включая святые места трёх мировых религий.

Старый город расположен на холме Ир Давид (Град Давида).

Схема нынешнего расположения улиц Старого города сложилась во времена Византии, а стены были возведены в XVI в.

Мусульманский квартал Старого города

Территорию Старого города составляет всего лишь 0,9 кв. км и её окружают 7 ворот, 35 башен и крепость (Башня Давида).

Существующие сейчас крепостные стены Иерусалима были построены в 1538 г. османским султаном Сулейманом Великолепным. Протяжённость стен составляет около 4,5 км, они имеют высоту от 5 до 15 м, и толщину до 5 м.

Карта Старого города Иерусалима

Современный Старый город в несколько раз меньше Иерусалима периода правления римских прокураторов.

Своего расцвета и величия Иерусалим достиг к 66 г. началу Иудейской войны.

Иерусалим тогда был 4-м городом по численности жителей (более 100 тыс.) после Александрии, Антиохии и Рима.

Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала, текущие границы которых были определены только в XIX в:

Еврейский квартал был значительно разрушен Иорданией после первой арабо-израильской войны 1948 г., затем восстановлен Израилем после Шестидневной войны 1967 г.

Старый город ночью

Иордания предложила включить Старый город в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что и произошло в 1981.

В 1982 г. Иордания предложила добавить Старый город в список всемирного наследия в опасности.

На севере и западе расположены кварталы современного Иерусалима.

Фотогалерея

Полезная информация

Ста́рый го́род Иерусали́ма
ивр. העיר העתיקה
араб. بلدة القدس القديمة
англ. Old City (Jerusalem)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector