arslogistik.ru

Тюмень. История и достопримечательности города — Наш Урал

Тюмень. История и достопримечательности города — Наш Урал

Тюмень – административный центр Тюменской области.

Заложен воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586 года на месте древнего городища, столицы Тюменского ханства, находившейся рядом с татарским селением Чимги-Тура. В русских летописях XVI в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью». Тумэн (тюмян) на тюркских языках означает «низовье реки», «низменность». Этим же словом обозначалось и войсковое соединение в десять тысяч человек племени. Название было взято русскими в качестве имени нового, первого в Сибири города.

Город Тюмень был заложен как форпост освоения Сибири и Дальнего Востока. В XVI и XVII веках основное население – служилые люди. В 1-й трети XVII века часто подвергался набегам кочевников, что нашло отражение в «Повести о Таре и Тюмени» (1634). Через столетие после основания в Тюмени проживало около 2 тысяч человек. В октябре 1695 г. деревянный город сгорел, после этого стало развиваться каменное строительство. Из каменных сооружений того времени сохранился комплекс зданий Троицкого монастыря.

В начале XVIII века Тюмень была крупным транзитным пунктом торговли, через город проходили торговые пути из Китая и всей Сибири в центр России. Широкое развитие получили кузнечное, колокольное, мыловаренное производства. Тюмень славилась производством мебели и других изделий из дерева. В 1763 году здесь проживали 6593 человека, из которых 317 были ремесленниками. В этот период Тюмень получила известность выделкой кож. Их обрабатывали в маленьких мастерских, облепивших берег Туры. Кожу и изделия из неё везли на Ирбитскую ярмарку, поставляли в армию, продавали за границу.

К началу XIX в. Тюмень – значительный центр обрабатывающей промышленности. В 1836 г. в Тюмени был спущен первый в Сибири пароход. Город становится одной из крупнейших в России баз речного судостроения. Экономическое значение Тюмени с развитием пароходства и с постройкой в 1885 г. железной дороги возросло. В 1868 г. был основан пивоваренный завод Н.М. Давыдовской. Тюменское пиво «Кульбахерское», «Экстра», «Кабинетное» и др. считалось лучшим на Урале – его отмечали на международных выставках. Фруктовые напитки, изготовленные на основе местной минеральной воды, получили золотые медали в Брюсселе и Мадриде. К концу XIX века в городе хорошо было развито судостроение. В 1913 г. в Обь-Иртышском бассейне ходило 191 паровое судно, 135 из них были собраны в Тюмени. Развивались лесная, рыбная, консервная промышленность, ковроткацкое производство, гужевой транспорт. Хозяйственное значение Тюмени возросло со строительством в 1912 году железной дороги на Омск.

Современник писал о Тюмени, что «такой разнообразной промышленности мы не увидим ни в каком другом районе Сибири». К началу ХХ в. число жителей города достигло 30 тысяч и превзошло численность населения губернского Тобольска. Тюмень была и крупным перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных; здесь находился приказ о ссыльных, регистрировавший и расселявший их по Сибири. В Тюмени насчитывалось 117 фабрик и заводов, в том числе три судостроительные верфи, две паровые мельницы, 70 кожевенных заведений и другие предприятия. Промышленный рост Тюмени отрезал жилую застройку от берегов Туры и предопределил линейный характер развития города в направлении западных окраин и на юго-восток – к железной дороге.

В 1930 году в Тюмени открыт первый вуз – агропедагогический институт. Появились первые автобусы. В 1936 году построена первая десятилетняя школа. Перед войной, в 1940 году, Тюмень выпускала буксирные пароходы, баржи, станки, мебель, пиломатериалы, меховые изделия, обувь и много другой продукции.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в городе работало 22 эвакуированных предприятия. Фронту поставлялись бронекатера, миномёты, мотоциклы, электрооборудование для танков, снаряды, мины, полушубки, валенки и продовольствие. 20 тысяч тюменцев воевали на фронте.

14 августа 1944 года была образована Тюменская область с административным центром в Тюмени.

Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.

В 1960–70-е годы среди тайги, болот и тундры началось их освоение. В 1966 году начато строительство железной дороги Тюмень – Тобольск – Cургут – Нижневартовск. В 1967 г. создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприятия начали работать на нефтегазовый комплекс. Тюменские авиаторы доставляли геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и оборудование в самые труднодоступные точки. Речники осваивали новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. Тюмень стала исходным и перевалочным пунктом по доставке грузов на Север. В это время в городе были построены новые специализированные предприятия, проектные институты, высшие учебные заведения. В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973 г. открыт университет.

Современная Тюмень – это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился: возведены новые микрорайоны, построены автодороги, мосты, расширены улицы. В 2015 году родился 700-тысячный житель города.

Факты о современном городе:

В 1996 году установлены новые границы Тюмени, впервые принят Устав города.

В 2003, 2005 – 2008 гг. Тюмень занимала призовые места во Всероссийском конкурсе, проводимом Правительством РФ, «Самый благоустроенный город России» среди городов I категории.

В 2007 году – II место в номинации «Экономика и финансы муниципального образования» Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование», проводимом Министерством регионального развития Российской Федерации.

В 2008 году образован Восточный административный округ города Тюмени; в ноябре открыто новое здание ГАУК Тюменской области «Тюменский драматический театр» на площади 400-летия Тюмени; открыт ГАУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр».

В 2010 году Тюмени присуждено III место в номинации «Лучшая местная администрация» среди городских округов – административных центров». Конкурс проводится Министерством регионального развития Российской Федерации.

В 2012 году Тюмень заняла VI место в рейтинге лучших городов для бизнеса в России (издание «Форбс»), V место в рейтинге лучших российских городов по соотношению цены и качества жизни (Петербургский институт территориального планирования).

В 2013 году – VII место в рейтинге лучших городов России по привлекательности для жизни и бизнеса (исследование журнала РБК).

В 2014 году – IX место в стране по показателю рождаемости (данные информационного портала «Градотека») и X место в рейтинге самых быстро растущих городов России (исследование журнала РБК).

2014 – 2015 гг. – I место в рейтинге городов с самым лучшим качеством жизни (исследование Финансового университета при Правительстве Российской Федерации).

2014 год – I место в ежегодном народном рейтинге мегаполисов России, объединяющем статистические показатели «Индекса городского развития» и результаты социологического опроса жителей (составлен изданием «Русский репортер»).

В 2015 – 2016 гг. Тюмень занимает лидирующие позиции в рейтингах по качеству строительства дорог и развитию городской инфраструктуры, составленным по итогам инспекции Общероссийского народного фронта, экспедиции телеканала «Россия24».

2016 год – Тюмень второй раз стала лауреатом премии Финансового университета при Правительстве РФ в области качества жизни в номинации «Лучший город России по качеству жизни населения».

2017 год -Тюмень заняла первое местов Рейтинге устойчивого развития городов России.

2017 год – Тюмень второй раз подряд заняла первое место в народном рейтинге мегаполисов России (по данным федерального издания «Русский репортер»).

2017 год – Тюмень третий раз стала лауреатом премии Финансового университета при Правительстве РФ в области качества жизни в номинации «Лучший город России по качеству жизни населения» (с численностью более 500 тысяч человек).

История Тюмени

Основана в 1586 году.

В XVII веке Тюмень – крепость, обороняющая русские поселения от набегов кочевников. Со второй половины XVII века крупнейший торговый город Сибири. С 1796 года входит в состав Тобольской губернии.

Тюмень – первый русский город в Сибири, поставленный казаками и землепроходцами, шедшими на восток, “за Камень” (Уральские горы). Путь им преграждало могучее Сибирское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды в конце XIV – начале XV века. Центром Сибирского ханства сначала было татарское поселение Чинги-Тура. В 1563 году власть в ханстве захватил хан Кучум, который начал совершать разорительные набеги на земли Приуралья, недавно вошелдшие в состав Русского государства. В 1570-е годы борьба с Кучумом вылилась в открытую войну. Для защиты новых земель власти стали вербовать отряды из казаков и иных “охочих” людей. Создал такой отряд и промышленник Строганов, чьи городки особенно страдали от татарских нападений. Возглавил отряд атаман Ермак, начавший поход против Кучума в 1581 году. Отряд был небольшим, чуть более 500 казаков и 300 примкнувших к ним “охочих” людей. Это не помешало ему уже в 1582 году нанести татарам серьёзное поражение. Ермак захватил город Кашлык, столицу Кучума. В Москву Ермак отослал грамоту о присоединении новой территории. Но война ещё продолжалась. В 1585 году Кучум сумел нанести казака чувствительно поражение и вновь занять свою столицу. В битве погиб сам Ермак. Однако русское продвижение на восток было необратимым. Вскоре Кучуму пришлось отступить в степь. Из Москвы в Сибирь для “устроения новых земель” отправились воеводы.

В 1586 году отряд стрельцов под командованием воевод Василия Сукина, Ивана Мясного и письменного головы Данилы Чулкова достигли развалин старинного покинутого татарского города Чинги-Тура. Рядом с ним решили заложить новую крепость. Место для неё выбрали удачно. Обрывистые берега реки Туры и её притока Тюменки создавали естественные оборонительные рубежи. Здесь же проходил Тюменский волок, часть древнего пути из Азии в Европу. Строительство крепости вели поспешно. Сперва вкопали плотно пригнанные друг к другу заострённые брёвна, потом сделали с южной стороны ров, насыпали земляной вал, а затем начали строить церковь, жилые дома, амбары. Рядом с крепостью строился небольшой посад, где жили служилые и просто “охочие” люди. Строительство Тюмени продолжалось несколько лет. По документам известно, что ещё в 1596 году воевода Григорий Долгорукий выплачивал деньги “за городское дело” (строительство). Вставшая на южной границе присоединённой территории Сибири Тюмень имела в первую очередь оборонное значение. Основными её жителями были “дети боярские, стрельцы, пешие и конные казаки”, численность которых увеличивалась по мере роста военной опасности. На Тюмень возлагалась защита русских и татарских поселений от набегов степенных кочевников, продолжавшихся до середины XVII века.

Но Тюмень развивалась не только как военный город. В 1596 году последовало царское повеление привлекать в Сибирь для торговли бухарцев, оказывать им “ласковость и никаких пошли с них не брать”. В Тюмень начали приходить торговые караваны, здесь селились купцы. Со временем Тюмень стала важным центром на торговом пути в Среднюю Азию, Персию, Китай.

По данным “дозорных книг” в начале XVII века в городе проживало 500 человек, половину которых составляли служилые люди. Под защиту крепостных стен города в течение XVII века прибывало много пашенных крестьян, но независимо от сословной принадлежности и основного рода занятий все жители Тюмени в первой половине века были связаны с земледелием. Развивались ремёсла, на посаде шла бойкая торговля. В базарные дни город заполнялся возами с товарами. Торговали зерном, мукой, овчинами, холстом, китайским шёлком, изделиями из металла и предметами домашнего обихода.

Со второй половины XVII века уже хлебопашество и скотоводство, а ремесло и торговля определяли развитие Тюмени. К середине века сложился и архитектурный облик города. Центром его был кремль, вокруг разрослись посад, слободы, выросли монастыри. Как и все русские деревянные города, Тюмень несколько раз сгорела. Затем город возрождался. Вместо сгоревших построек возникали новые, их число росло. Город постоянно расширял свою территорию, его окружали всё новые слободы. К концу XVII века в Тюмени проживало уже около трёх тысяч человек.

К началу XVIII века Тюмень стала крупным центром ремесла. Ни в одном сибирском городе не была столько ярко выражена промышленная специализация. Уже в то время Тюмень прославилась искусной выделкой кож, производством обуви, мыла, костяных гребней. Очень ценились изделия тюменских кузнецов и литые тюменские дорожные колокольчики. Десятки кузниц обслуживали ямщиков и обозное движение через город. Богатые окрестные леса давали дешёвое сырьё деревообработчикам. Тюмень славилась строившимися здесь речными судами, мебелью, санями и массивными яркими дугами, сундуками, ящиками и всем тем, что обеспечивало транзитную торговлю запада и востока.

С 1709 года Тюмень входила в состав Сибирской губернии, а в 1782 году стала уездным городом Тобольского наместничества. В XVIII веке в Тюмени началось каменное строительство. В 1728 году здесь построили новый мост через речку Тюменку длиной 176 метров, на посаде встали таможня, торговые ряды, шесть приходских церквей. К концу века в городе были возведены Успенская, знаменская, вознесенская, Воскресенская и Спасская церкви. Тогда же появились первые кирпичные постройки гражданского назначения: казённый винный подвал административные и частные здания. В XIX век Тюмень вошла основным центром обрабатывающей промышленности Западной Сибири, ремесленного производства и земледелия. Тюмень стала и главным пересыльным пунктом, через который шли на Тобольк и далее осуждённые на каторгу. сюда из Тобольска перевели единственное административное учреждение в Российской империи, регистрировавшее и распределявшее осуждённых по Сибири, – приказ о ссыльных. Через Тюмень с 1823 по 1889 год прошло около 800 тысяч арестантов, ссыльных и членов их семей. В конце века из отправляли на бражах и пароходах по 13 тысяч ежегодно.

Экономическое значение Тюмени ещё более возросло с открытием речного пароходства. В 1838 году здесь построили и спустили на воду первый в Сибири пароход. Он получил название “Основа”, так как на предполагаемое название “Основатель” не хватило места. Первый рейс “Основа” совершил до Тобольска, положив начало судоходству в Сиибири. Расположенная у начала сибирского водного пути, Тюмень стала центром строительства и главной базой парового флота. Судостроительный завод Тюмени активно пополнял сибирское пароходство с новыми судами. По официальным данным за 1913 год из 190 пароходов, ходивших по рекам Сибири, 135 были построены в Тюмени. Грузооборот Тюменского порта в конце XIX века доходил до 230 тысяч тонн в год, а сам порт называли “воротами в Сибирь”.

В 1885 году начала действовать железная дорога Екатеринбург-Тюмень, а в 1912 году – Тюмень-Омск. Жежезная дорога ускорила индустриальное развитие. Тюмень остаётся главным поставщиком леса и изделий из древесины и одновременно является крупным центром кожевенной промышленности, включавшей в свою структуру мелкие ремесленные заведения, мануфактуры, фабрики.

К началу XX века в городе было развито судостроение, лесная рыбная, кожевенная промышленность, коврово-ткацкое производство, транспорт. В Тюмени работал Сибирский торговый банк, Городской общественный банк, отделения и филиалы многих крупных российских банков. Тюменское купечество вело обширную торговлю по всей России и за рубежом, преимущественно с Китаем и Персией. В городе насчитывалось 365 торговых лавок, из которых 100 находились в помещении Гостиного двора. Ежегодно в течение месяца с 20 июня здесь проходила ярмарка, одна из крупнейших в Сибири.

В начале XX века внешний облик города оставался почти неизменным. Во время дождливой погоды улицы становились непроезжими, сообщение между частями города нарушалось. Тюмень называли “столицей деревень”, а исследователь Сибири Г. Потанин писал, что “жизнь в Тюмени – это театр Островского, импровизированный самой жизнью”. Население Тюмени, в основном купцы и мещане, достигало 30 тысяч человек и превзошло по численности население губернского Тобольска. В городе числилось около пяти тысяч жилых домов, 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений. Работали театр, цирк, издавалась “Сибирская торговая газета”.

Город Тюмень

На юге Западной Сибири, на левом притоке крупной сибирской реки Тобол – Туре, стоит город Тюмень – первый русский город, заложенный в Сибири. История современной Тюмени, города нефтяников и газовиков, уходит в глубину веков. Впервые название Тюмень упоминается в русских летописях начала 15 века, как поселение на древней караванной дороге, которая связывала Среднюю Азию и Поволжье. За эту дорогу шла вековая борьба между кочевниками южной Сибири. Водные пути были в те времена единственными связующими артериями между землями Крайнего Севера и далёким Востоком.

История происхождения названия Тюмень

Нет достоверных сведений о происхождении названия Тюмень, но существует несколько легенд от разных народностей. Наиболее правдоподобной можно считать версию, что название пошло от угорского “ чемген”, что значит “город на пути”. Интересную татарскую легенду пересказывает Лев Гумилев. Еще в 209 в. до н.э. здесь было государство, которым правил Шаньюй Тумань. Ради благополучия своего народа он отдал одного из своих сыновей в заложники враждующему племени, но тот сбежал и отец дал ему в награду “тюмень” – 10000 поданных.

В 1586 году на этом месте русские воеводы Василий Сукин и Иван Мясный по указу царя Федора Иоанновича заложили острог – оборонительный форпост от набегов кочевников, который был необходим при освоении Сибири и Дальнего Востока. Острог, получивший название от древнего городища и стал первым русским городом Сибири. В честь этого события в городе установлен памятный знак.

История Тюмени кратко

Длительное время городок подвергался нападению со стороны кочевников, и об этом даже была сложена Повесть о Таре и Тюмени. Поначалу город возводился сплошь из дерева, но после грандиозного пожара в октябре 1695 г., когда деревянный город полностью выгорел, строительство велось в основном каменное. От той поры сохранился Троицкий монастырь. К 18 веку Тюмень превращается в крупный транзитный пункт торговли, через который проходил основной торговый путь из всей Сибири и Китая в Россию. Но город и сам превращается в промышленный центр. Здесь развивается кожевенное, кузнечное, мыловаренное, мебельное производство. Изделия тюменских мастеров славились на Ирбитской ярмарке, поставлялись в армию, продавались за границу.

Первый пароход в Сибири был собран и спущен в Тюмени в 1836 году. С 1885 года в городе появляется железная дорога, и промышленность шагает уже семимильными шагами. Знаменитое пиво и минеральная вода получают награды на международных ярмарках. Ни в каком другом районе Сибири не было такой разнообразной промышленности. В 1912 году железная дорога соединяет Тюмень с Омском, включая его в знаменитый Великий Сибирский Путь – Транссиб и увеличивает его хозяйственное значение.

Новой страницей в развитии Тюмени стала вторая половина 20 века. Именно здесь были открыты крупнейшие месторождения нефти и газа. Среди болот и тундры начинается освоение новых мест, а Тюмень растет и превращается в современный город с развитой инфраструктурой.

Немного статистики

Площадь современной Тюмени – 23,5 км. Население Тюмени перевалило за 634 тысячи.

Достопримечательности Тюмени

Одно из старейших сохранившихся до наших дней сооружение – это Свято-Троицкий мужской монастырь, возведенный в начале 17 столетия. В конце 18 века был построен Знаменский кафедральный собор – духовный символ Тюмени. Сооружение выполнено в стиле барокко, его отличает многоярусность и необычайно красивый орнамент. Современные влюбленные, да и просто горожане любят проходить по мосту Влюбленных, который ажурной лентой перекинулся через реку Туру. В честь знаменитой сибирской породы кошек, которые помогли спасти Ленинградский Эрмитаж от грызунов после прорыва блокады, в 2008 году был открыт Сквер Сибирских кошек. Его украшают 12 фигурок кошек и котят, отлитых из чугуна.

Пешеходная зона в центре города Цветной бульвар – это пять площадей, где горожане и гости отдыхают и развлекаются. Здесь находятся музеи, цирк, фонтаны, площадь Влюбленных. Благодаря открытию крупных месторождений углеводородов Тюмень из “деревенской столицы” превратился в столицу газа и нефти, поэтому стоит в городе памятник советскому геологу Ю.Эрвье, под чьим руководством было открыто около 250 месторождений. Самая высокая часть города называется Историческая площадь, именно здесь около 400 лет назад была заложена деревянная крепость первых поселенцев, от которой до наших дней сохранилось часть фундамента. Именно на этом месте и находится памятный знак «Камень возведения Тюмени».

Культура Тюмени

В здании Западно-Сибирского инновационного центра, который расположен в городском технопарке, находится уникальный Музей геологии, нефти и газа. Его экспозиции посвящены истории тюменской земли, ее природным богатствам. Значительная часть экспонатов посвящена коренным народам Сибири манси и ненцам. Центральный объект экспозиции – карта Тюмени, выполненная из ценных камней и минералов Сибири. С середины 19 века в Тюмени работает старейший и крупнейший музей Сибири – Тюменский областной краеведческий музей. Основу экспозиции заложил коллекцией сибирских редкостей ученый и краевед И.Я.Словцев. Его именем назван весь музейный и исторический комплекс.

Тюмень нельзя назвать театральной столицей Сибири или Урала, но именно здесь находится старинное здание драматического театра, самое крупное среди театров России. Сами старожилы в шутку называют его “наш Большой”. Театр был открыт в 1858 году для постановки любительских благотворительных спектаклей. Сибирские купцы, как известно, были люди с размахом, поэтому пятиэтажное здание для театра больше напоминает дворец. Первыми актерами выступали учителя уездного училища, горожане, купцы. В наше время на его сцене начинали свой творческий путь знаменитые русские актеры Евгений Матвеев и Петр Вельяминов.

Интересные факты

  • Одним из архитектурных достопримечательностей Тюмени является старинное здание Сельхозакадемии. Но мало кто знает, что среди его студентов были писатель Михаил Пришвин, легендарный разведчик Николай Кузнецов, дипломат Леонид Красин.
  • Во время войны, почти четыре года, именно здесь находилось забальзамированное тело Ленина.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector