arslogistik.ru

Вологда. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам

Вологда. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам

Это важно

Что роднит и объединяет ремесла и промыслы?

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы – от «промыслить», т. е. подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное – это труд, приносящий доход . Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными – возникает традиция. И случается это, благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства – коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» означает «украшаю». Основа декора – узор, орнамент. Прикладное – предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание – украшают быт, и это также важно в современном мире.

В зависимости от наличия местных материалов, от условий жизни, времени, климата, спроса формировались определенные направления промыслов, любимые темы, орнаменты, сочетания цветов, особенности формы изделий.

На территории Вологодской губернии до 1917 года были довольно распространены такие промыслы, как: гончарный, бондарный, столярный, валяльный, кожевенный, кружевоплетение, плетение из лозы, производство деревянной посуды, роспись и резьба по дереву.

Сейчас в Вологде более всего представлены ремесла, связанные с деревом – изготовление деревянных предметов, резьба, роспись;

с тканями – кружевоплетение, вышивка, изготовление тканых предметов (куклы, лоскутное шитье); керамическое производство.

К сожалению, не все виды ремесел, бытовавшие в старину «дожили» до наших дней. В настоящее время ремесел в «чистом виде» на территории Вологодской области не существует. С течением времени практически все сохранившиеся виды ремесел в той или иной степени претерпели изменения.

Но в то же время основные виды ремесел, присущие нашему краю, не утрачены, многие мастера народных промыслов изготовляют изделия, которые находят применение в быту современного человека, а также многочисленные сувениры на память.

Наиболее развитые виды ремесел ( на настоящий момент):

Дерево на севере в избытке, оно легко в обработке, его можно резать, строгать, гнуть, расщеплять, точить, окрашивать, т. е. изготовлять из него самые разнообразные предметы, утварь. Этот материал относительно недолговечный, но мастера работают в основном на повторе, поэтому мы можем говорить о вековых традициях народного искусства.

Мастера Вологды: Русанов Владимир Николаевич, Литинский Алексей Григорьевич, Смирнов Виталий Николаевич, Кирьянов Михаил Рудольфович, Кубрин Вадим Борисович, Орешин Владимир Ильич и др.

Есть такая поговорка: «Кабы не лыко да береста, и мужик бы развалился». Эластичность, водонепроницаемость, устойчивость к гниению, и красота позволяли использовать бересту от строительства домов до посуды, обуви.

Берестяные изделия, посуда, обувь, хороши тем, что работают как термосы. В берестяные короба закладывали ягоды, сметану, творог – сок не уходит, как в деревянных, продукты не гниют, не портятся.

Мастера Вологды: Галаева Изольда Павловна, Зорина Елена Витальевна, Лукинская Галина Вячеславовна, Кашиной Натальи Викторовны, Новиков Николай Алексеевич, Яндовин Евгений Александрович и др.

Тесно связано с деревом такое мастерство, как роспись. По времени росписи возникли значительно позднее, нежели резьба по дереву.

Роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык. Только сочетание ремесленных навыков и умение мыслить образно отличает мастера от подмастерья. На территории современной Вологодской области широко бытовали росписи в свободно-кистевой манере, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Мастера расписывали заборки, двери, мебель, прялки.

Современные мастера в своих работах используют и традиционные сюжеты, и новые, авторские на основе традиций.

Мастера Вологды: Гладышева Ольга Константиновна, Добрынинская Вера Александровна , Ожиганова Марина Георгиевна и др.

Ткать в старину умели практически все женщины, т. к. без этих умений семье было бы не прожить. Поэтому и не зря в свадебном обряде обязательно присутствовал элемент передачи «даров» родне будущего мужа, и чаще всего это были холсты, изготовленные самой невестой.

Эпоха индустриализации практически положила конец этому ремеслу. В настоящий момент традиции ткачества поддерживаются многочисленными энтузиастами в центрах ремесел. Сейчас возрос интерес к прошлому, и большой спрос наблюдается в рамках обществ военно-исторической реконструкции. Кроме этого, по этим же технологиям современные мастерицы ткут великолепные половики, на которых есть свой спрос.

Мастера Вологды: Кирсанова Татьяна Валерьевна, Черемушкина Ирина Алексеевна.

Вышивка также относится к очень архаичной форме работы. Занятия эти не требуют больших затрат, условий для работы, сложного оборудования. Терпение, аккуратность, точность, чистота, разнообразие техник, специальных приемов – необходимые условия для мастерицы.

Мастера Вологды: Мингалева Ольга Викторовна, Ледяшова Алла Петровна, Теленкова Дина Николаевна.

Поистине мировую славу снискало вологодское кружево. С конца 18 века начинает развиваться промысел в Вологде. Главное качество кружева – ажурность, напоминающее морозный узор, яблоневый сад, цветущий луг.

Кружевоплетение – один из самых трудоемких видов народного искусства, здесь требуется напряженная долгая работа, тонкий вкус. Гармония традиционных образов и новых сюжетов делает кружевоплетение явлением не только русского, но и мирового искусства.

Мастера Вологды: Ермакова Ирина Евгеньевна, Селянина Луиза Юрьевна, Чернова Валентина Ивановна, Крюкова Наталья Федоровна и др.

Гончарство на территории Вологодской области развивалось в виде небольших локальных центров, т. к. мастерам требовалась хорошая глина неподалеку от места их проживания. Почти вся посуда была глиняной, с внедрением железной, стеклянной посуды промысел практически исчез.

Усилиями энтузиастов-мастеров возрождается древнейший вид народного искусства. По разному пришли они к своему ремеслу, но всех их объединяет одно – бережное отношение к прошлому, творческий поиск и мастерство.

Мастера Вологды: Холщагин Владимир Васильевич, Бондарь Ярослав Алексеевич, Соколов Антон Евгеньевич, Кубрин Вадим Борисович и др.

Самым незначительно развитым видом промыслов в Вологодской области является промысел валяльный. Единственным, пожалуй, мастером по данному виду ремесла является Николай Алфеевич Сайкин.

Мастер Сайкин изготавливает валенки полностью вручную, они теплы, легки и удобны. Валенки, изготовленные старинным способом пользуются большим спросом не только в Вологде и России, но и за рубежом – во Франции, Финляндии, Германии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector