arslogistik.ru

Зал столетия во вроцлаве

Зал Столетия во Вроцлаве

Описание

Зал Столетия или Народный зал (польск. Hala Stulecia, Hala Ludowa; нем. Jahrhunderthalle) — зрительно-спортивный зал, расположенный в Щитницком парке во Вроцлаве. В 2006 году внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (один из 14 объектов этого списка, находящихся в Польше). Памятник истории. Возле Зала Столетия находится Вроцлавский фонтан.

Зал Столетия сыграл ключевую роль в развитии строительства из бетона. Сочетая в себе пионерские инженерные и архитектурные решения, он явился образцом для возведения позднейших железобетонных сооружений.

Построен в 1911—1913 году по проекту архитектора Макса Берга в раннемодернистическом стиле. Внесен в государственный список памятников архитектуры в 1962 году вместе с архитектурным комплексом, включающим Павильон четырех куполов, перголу и шпиль (Iglica).

История

От создания до 1945 года

В 1907 году городские власти Бреслау приняли решение отметить столетие Битвы народов под Лейпцигом (1813). Была запланирована большая Выставка Столетия, организацию которой поручили Карлу Маснеру, директору Музея Художественного и Древнего Ремесла. Для этой цели город выделил территории, расположенные на окраине Щитницкого парка, на месте трассы для конных соревнований. Поблизости располагался основанный на 40 лет раньше и пользовавшийся растущей популярностью вроцлавский Зоологический сад.

Был проведен конкурс на освоение территории, в котором среди 43 представленных проектов победил проект городского архитектора Бреслау Макса Берга, сотрудничавших с ним инженеров Гюнтера Трауэра и Миллера, а также молодого выпускника лейпцигского факультета архитектуры Рихарда Конвяжа. Несмотря на оригинальный, но неоднозначный проект Зала и высокую проектную стоимость (1,9 миллионов марок), 28 июня 1911 года было получено официальное разрешение на строительство.

В момент создания Зал представлял собой исключительный объект. Он имел самые широкие в мире железобетонные перекрытия — большие размеры имели тогда лишь немногочисленные стальные конструкции. Зал имел 42 м высоты, а венчающий его купол — 67 м в диаметре. Максимальная ширина внутри Зала составляла 95 метров, а полезная площадь составила 14,0 тыс. квадратных метров. Кроме собственно центрального зала, в строении было предусмотрено еще 56 других выставочных помещений и обширные кулуары, окружающие главный зал. Здание в целом было рассчитано на 10 тысяч человек, в том числе 6000 человек в центральном зале.

Пионерским был подход Берга и к архитектонике. Проектируя Зал, он сосредоточился на функциональности и проектировании внутренних помещений в гармонии с окружением, придании форме завершенности.

Для того чтобы гармонизировать отдельно стоящий Зал Столетия с окружающими его объектами, он был вписан в спроектированный Хансом Пёльцигом выставочный комплекс, носящий классицистический характер, достаточно типичный для первых лет XX века. Комплекс включал перголу высотой до 4,6 и длиной 640 метров.

Строительство Зала было завершено в декабре 1912 года за полтора месяца до запланированного срока. Во время его строительства на окружающей территории были возведены многочисленные выставочные объекты, в том числе Павильон четырех куполов, развлекательные сооружения и т. п. В Зале был размещен специально спроектированный и изготовленный известной франкфуртской фирмой Sauer орган, имеющий 222 регистра и 16706 трубок, на тот момент крупнейший в мире.

Выставка Столетия и Зал были торжественно открыты показом пьесы Герхарда Гауптманна.

После окончания Выставки Столетия территория вокруг Зала несколько раз перестраивалась. В самом Зале также производились некоторые переделки (главного входа и лестничных клеток). Автором этих проектов чаще всего был Рихард Конвяж.

Перед Второй мировой войной Зал, кроме выставок и менее значительных мероприятий, несколько раз становился местом массовых торжеств, в том числе публичных выступлений ведущих функционеров НСДАП, включая Адольфа Гитлера.

После 1945 года

Зал Столетия пережил Второй мировую войну без серьёзных разрушений, однако орган был поврежден. Выставочные территории вокруг Зала и она сама впервые были использованы с июля по сентябрь 1948 года для организации Выставки возвращенных земель и во время сопутствующего ей (25-28 августа) Всемирного конгресса интеллектуалов за мир.

В период Польской Народной Республики в Зале не проводились серьёзные работы, способные изменить его характер. Не было сделано никаких изменений, за исключением удаления гитлеровской символики, наращивания бетонного пола в кулуарах, установки центрального отопления (до этого Зал вообще не обогревался), установки звукоусилителей и тому подобных незначительных ремонтных работ и изменений. Зал был местом проведения концертов (в нем выступал, например, Марино Марини) и спортивных мероприятий (XIII Чемпионат Европы по баскетболу среди мужчин в 1963 году). В Зале работал крупнейший в городе кинотеатр «Гигант».

Значительные изменения претерпела лишь окружавшая Зал территория, после того как южная часть выставочного комплекса была передана зоопарку, а в особенности после установки в 1948 году на площади перед входом 106-метрового шпиля, который коренным образом изменил статичный характер главного входа Зала.

Во время генерального ремонта в 1997 году на окнах были установлены белые пластиковые шторы, понижен на 1 метр пол, были установлены передвижные трибуны и раскладная арена, позволяющие приспосабливать Зал, в зависимости от текущих надобностей, для проведения спортивных, зрелищных или ярмарочных мероприятий. Новые элементы достаточно сильно выделяются на фоне серых стен.

В Зале проходят крупные ярмарки, проводятся оперные представления (в октябре 2006 года прошел Вагнеровский оперный фестиваль), несколько сезонов Зал использовался для проведения баскетбольных соревнований. В 1997 году в нем проходил Евхаристический конгресс с участием папы римского Иоанна Павла II.

Зал Столетия

Кид резюме

Сооружение, которое «Википедия» описывает как зрительно-спортивный зал, навряд ли захочется включить в программу семейного отдыха во Вроцлаве. Но если добавить, что рядом с этим сооружением расположен лучший в Польше мультимедийный фонтан, это уже может стать поводом для визита.

Поводов на самом деле больше. Во-первых, Зал Столетия во Вроцлаве внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Во-вторых, сейчас там работает удивительно устроенный музей. В-третьих, здание расположено в чудесном тихом парке. В-четвертых, к нему идут старые «ностальгические» трамваи. А в-пятых, через дорогу находится зоопарк – целый день можно провести в прогулках и экскурсиях.

Зал столетия: история

Зал Столетия, или Народный зал, возвели в 1913 году в честь столетия Битвы под Лейпцигом, в которой объединенные силы России, Австрии, Пруссии и Швеции одержали победу над войсками Наполеона.

К этой дате во Вроцлаве готовили масштабную выставку, и для ее размещения выделили приличную площадь в Щитницком парке. Комиссия рассмотрела четыре десятка проектов выставочного комплекса и отдала предпочтение проекту архитектора Макса Берга.

То, что предложил Берг, было по тем временам чем-то неслыханным. Таких широких железобетонных перекрытий не было нигде в мире; центральный зал высотой 42 метра, накрытый куполом диаметром 67 метров, был способен вместить 6 тысяч человек. Вокруг главного зала располагались помещения для выставок и культурных мероприятий – всего же Hala Stulecia вмещала 10 тысяч посетителей.

Уникальное сооружение заслуживало столь же уникального оснащения. В 1912 году в Зале установили орган, состоявший из 17 тысяч трубок, – на тот момент это был крупнейший орган в мире.

Бетонная постройка очень естественно вписалась в парковый ландшафт. Более того, Зал гармонично сочетается с Павильоном четырех куполов, построенным к выставке по проекту архитектора Ханса Пельцига. В 2006 году ЮНЕСКО признала оба здания уникальным архитектурным ансамблем и внесла в список всемирного наследия.

Но как же работал Зал после окончания Выставки Столетия? В преддверии Второй мировой его использовала для собраний верхушка НСДАП – здесь даже выступал Адольф Гитлер.

В 1948 году в Зале Столетия прошел всемирный конгресс интеллектуалов в защиту мира. В составе делегаций из 46 стран во Вроцлав приехали Пабло Пикассо, Бертольд Брехт, Жоржи Амаду.

В том же году здесь провели выставку обретенных земель, посвященную восстановлению польской экономики после войны. Не так просто представить, какой интерес это вызвало: за 100 дней на выставке побывало 2 миллиона человек.

И еще два события особенно запомнились вроцлавцам. В 1997 году в Народном зале выступал Папа Римский Иоанн Павел II, а в 2010 году здесь читал лекцию Далай-лама.

Что посетить на территории

«Википедия» справедливо назвала здание зрительно-спортивным комплексом. Сегодня здесь можно послушать оперу, посмотреть мюзикл, принять участие в музыкальном фестивале, понаблюдать за баскетбольным матчем или боксерским поединком, узнать что-то новое на одной из тематических ярмарок.

Познавательный центр

Шкафы с выдвижными сенсорными экранами, раструб, где показывают фильмы, карты, которые нужно изучать ощупью, – так выглядит Centrum Poznawcze в Зале Столетия.

Здесь выбрали самые необычные способы рассказать о том, как строился вроцлавский выставочный комплекс, в чем его революционность и как смогли его улучшить в наше время. Информация, правда, дана на польском и английском, но многое понятно и без пояснений.

Специально для детей в познавательном центре много интерактивных, игровых экспонатов. По субботам здесь проходят занятия детской архитектурной студии. Каждый семинар стоит 35 злотых, на сайте можно заранее узнать тему и забронировать место.

Перед походом в Зал Столетия рекомендуем поинтересоваться, когда в главном зале проходит мультимедийное шоу, экраном для которого служит огромный купол. Вдохновением для авторов шоу стали слова сценографа Лотара Шрейера: «Мне казалось, что вселенная распахнула двери, открыв звездные пути, ведущие к свету».

Зеленый уголок

К Выставке Столетия в Щитницком парке обустроили уютный Японский сад. После толчеи в выставочных павильонах посетители рады были оказаться в тихом саду, посидеть у пруда и прогуляться по дорожкам среди цветущих растений.

В наше время сад обновили, пригласив для работы японских специалистов, и опять, как и сто лет назад, гости Вроцлава с удовольствием погружаются в атмосферу красоты и гармонии.

Шоу на воде

На некоторых фото Зала Столетия виден фонтан с огромной полукруглой чашей. Это самое новое сооружение в Щитницком парке – крупнейший в Польше светомузыкальный фонтан.

Днем фонтан кажется обычным, разве что вода здесь выстреливает на высоту 40 метров. Но когда опускается темнота, струи фонтана создают водяную стену для сложного лазерного шоу. Сопровождает представление музыка, иногда классическая, иногда современная. К праздникам готовят специальную программу.

Фонтан работает с конца апреля до конца октября. Для посещения шоу билеты не нужны, но рекомендуем заранее уточнить время начала представлений.

Исторические трамваи

Причиной приехать в Зал Столетия с ребенком может стать не выставка в познавательном центре, а старые трамваи. С мая по октябрь в выходные дни из центра до остановки Hala Stulecia идут исторические трамваи Jaś i Małgosia, Juliusz, Mikołaj и Strachotek. Все они разных годов выпуска: Jaś i Małgosia колесит по Вроцлаву с 1901 года, Mikołaj встал на рельсы в 1952 году, Strachotek присоединился к компании только в 1974.

Билет на проезд в историческом трамвае стоит 6 злотых для взрослого и 3 злотых для ребенка. С этим билетом можно доехать от Театральной площади до Щитницкого парка и вернуться в центр. Билет в один конец стоит соответственно 4 и 2 злотых.

Зал Столетия: памятник архитектуры во Вроцлаве

«Зал Столетия» во Вроцлаве (Бреслау) работы Макса Берга принадлежит к образцам архитектуры «модерна». Он был сооружен из железобетона в 1911-1913 годах. К моменту завершения строительства он стал самым большим в мире залом подобного рода: ширина купольного пролета составила 65 метров.

«Зал Столетия» был возведен в память о Битве народов, состоявшейся под Лейпцигом в 1813 году. Это сражение оказалось решающим в войне с Наполеоном; после него французские войска начали беспорядочное отступление, напоминавшее бегство. По случаю столетия этого события в Лейпциге торжественно открыли памятник Битве народов.

В отличие от него, «Зал Столетия» во Вроцлаве лишен каких-либо скульптурных украшений. Сама его конструкция, очень продуманная и экономичная, знаменует отказ от богатства форм, присущего историзму. Этот зал, рассчитанный на проведение выставок и конгрессов, выглядел для своего времени очень смелым и безыскусным и чрезвычайно точно воплощал замысел архитектора Макса Берга, родившегося в 1870 году в Штеттине (Щецине) и умершего в 1947 году в Баден-Бадене.

Берг стремился к тому, чтобы построенное им здание выглядело снаружи так, «словно его только что извлекли из опалубки». Четыре двери ведут в центральное помещение, купол которого достигает 65 метров в поперечнике; его высота равна 42 метрам. Купол покоится на четырех арках, к которым примыкают четыре апсиды.

Во время проведения массовых мероприятий апсиды можно перекрыть плотными занавесами. В те же дни, когда здесь устраивается выставка, апсиды вновь разгораживают, чтобы зал был лучше освещен. Купол имеет звездчатую конструкцию; его каркас составляют 32 ребра; они сходятся посредине купола. Окна располагаются вертикально, опираясь на концентричные круги. Строительство «Зала Столетия» стало не только политическим, но и общественно значимым событием.

Уже на стадии проектирования Макс Берг предложил установить в здании орган, который соответствовал бы громадным размерам зала. В 1912-1913 годах, в течение десяти месяцев, фирма «Вильгельм Зауэр» из Франкфурта-на-Одере изготовила по тем временам самый большой в мире орган.

В 1937 году этот орган был еще более увеличен, а число его регистров доведено до 222; кроме того, для улучшения акустики в верхней части купольного свода была оборудована аналогичная конструкция. Орган пережил годы Второй мировой войны, но в 1946 году был демонтирован. Органные трубы и регистры переставили на другие органы.

«Зал Столетия» находится на территории выставочного комплекса «Выставки Столетия». Этот комплекс был торжественно открыт в мае 1913 года в присутствии кронпринца Вильгельма. По случаю этого события состоялось «праздничное представление в немецких рифмах». В организации постановки участвовали режиссер Макс Рейнхардт и архитектор Макс Берг.

В общей сложности «Выставку Столетия» посетили более 100 тысяч человек. По окончании Первой мировой войны этот четырехкупольный комплекс, возведенный по проекту архитектора «Веркбунда» (объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, основанное в 1907 году в Мюнхене) Ханса Пёльцига (1869-1936 годы) рядом с «Залом Столетия», по-прежнему использовался в качестве выставочного павильона. В настоящее время весь этот комплекс, как и другие памятники культуры и природы, находится под охраной государства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector